Одинцова Елена Валерьевна, старший преподаватель
кафедры начального и дошкольного образования Института развития образования
г.
Ханты-Мансийск (Россия)
Направление II. Способы академической институализации
Ускорение научно-технического
прогресса поставило перед современной высшей педагогической
школой важную задачу - помочь учителю
активно включиться в качественно новый этап развития современного общества,
связанный с информатизацией, и
непрерывным самообразованием с помощью средств информационно-компьютерных
технологий (ИКТ).
Все информационные технологии связаны с компьютерным
обучением. Персональный компьютер уверенно вошёл в систему дидактических
средств, стал важным элементом предметной среды. Для создания условий перехода к ИКТ необходимо совершенствование базовой подготовки,
переподготовки, повышения квалификации (ПК) преподавателей; оснащение системы образования техническими
средствами; создание системы дистанционного образования в России.
В информационно-компьютерных технологиях используются специальные
технические и информационные средства, персональные
компьютеры с "дружественным" интерфейсом работы пользователя и
телекоммуникационные средства. "Компьютерная" подчеркивает, что
основным техническим средством в процессе подготовки, получения и
передачи информации обучаемому является
компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением.
Три основных
принципа ИКТ:
·
интерактивный
(диалоговый) режим работы с компьютером;
·
интегрированность
(стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
·
гибкость
процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Учитывая специфику музыкально-педагогической
деятельности учителя музыки, особый интерес
для нашего исследования представляют следующие средства ИКТ:
мультимедийные интерактивные презентации, познавательные компьютерные программы
(звуковые и нотные редакторы),
цифровые ресурсы сети Internet,
учебники, словари-справочники на
электронных носителях, нотные архивы, и т. д.
Без технологии Multimedia
(многовариантная среда), которая сочетает
текстовую, графическую информацию со звуковой, видео, мультипликацией трудно представить современное обучение. В
сфере обучения с появлением операционной системы Windows, открылись новые
возможности. Программы создания мультимедийных презентаций (Power Point) или музыкального клипа
(Windows Movie Maker) позволяют создавать информационную
поддержку при подготовке и проведении урока, и во внеклассной работе. Программа
«Звукозапись» предназначена для записи, смешивания, воспроизведения и
редактирования звукозаписей, а так же позволяет связывать звуки с другим
документом или вставлять их в него. Используя интерактивный режим программ, их
способность «откликаться» на действия
преподавателя или обучаемого, «вступать» с ними в диалог, расширяются
области применения компьютера в учебном процессе, что и составляет главную
особенность методик компьютерного обучения в процессе повышения квалификации.
Знакомство с музыкально-компьютерными программами, сам процесс их
освоения способствует интенсивному развитию умений самообразовательной
деятельности. На курсах ПК учителя
музыки осваивают программы набора
нотного текста, редактирования и печати. (NoteWorthy Composer, Sibelius), компьютерную аранжировку музыкальных произведений (Band In A Box), универсальный
музыкальный редактор, работу со звуком, аранжировкой и композициями (Cubase), профессиональную обработку
звука, редактирование аудио-файлов (Sound
Forge).
Использование современных
Internet ресурсов позволяет говорить о принципиально
новом подходе к повышению квалификации педагога-музыканта, требуется создание
новых, вариативных технологий образования, где будет возможность выбора
образовательных целей, темпа и форм обучения, быстрой профессиональной
переориентации.
Компьютерные
телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает
как организацию учебного материала, так и общение (через электронную почту,
телеконференцию) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на
расстоянии получило название дистанционного обучения (от англ. distance education — обучение на расстоянии). В Институте развития
образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югра разрабатывются
дистанционные курсы ПК для учителей музыки, где компьютер и информационные системы могут использоваться на всех этапах
процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении.
Работа преподавателя при использовании технологии с использованием ИКТ включает следующие функции:
·
организация
учебного процесса на уровне аудитории в целом, предмета в целом;
·
организация
внутренней активации и координации, организация рабочих мест;
·
индивидуальное наблюдение за обучаемыми,
оказание индивидуальной помощи.
С помощью
компьютера или мультимедийных систем достигается идеальный вариант
индивидуального обучения, использующие звуковые и визуальные образы; связь их с предметным содержанием определенного
учебного курса.
В процессе промежуточного
контроля курсов ПК слушатели заполняют «Карту творческой активности» где
проходит ежедневная самооценка работы на занятиях.
В завершении курса ПК слушатели защищают свои творческие работы, вынося их на
обсуждение коллег, заполняют Лист самооценки, где отмечают освоение материала,
затруднения и др.
В
заключении отметим, что использование современных информационно-компьютерных
технологий на уроках музыки – принципиально новый подход к обучению и воспитанию
личности, как учителя, так и обучающегося. Широкие возможности предоставляются в развитии творческих способностей при внедрении средств ИКТ в процессе
обучения музыки. В процессе курсов повышения квалификации
слушателям дается «толчок» к самостоятельному добыванию знаний и развитию
самообразовательных умений.
Умение создавать различные
презентации в проектной деятельности на основе музыкальных произведений,
изучение музыкально-компьютерных программ, освоение сети Интернет позволяет
сделать общение с произведениями искусства более интересным и многогранным. На
наш взгляд, внедрение компьютерных технологий в музыкальное образование
способствует повышению эффективности урока, его развивающих, образовательных и
воспитательных функций.
|