Головна
Реєстрація
Вхід
П`ятниця
29.11.2024
21:01
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Жовтень » 9 » Тренинги жизненных навыков как фактор обеспечения мобильности студентов
    14:53
    Тренинги жизненных навыков как фактор обеспечения мобильности студентов

    Середа Елена Ивановна,

    доцент факультета психологии

    Псковского государственного педагогического университета, Псков (Россия)

    Направление II: Способы академической институализации



    В условиях модернизации системы высшего образования в России, связанной с реализацией соглашений Болонского процесса и расширением международного сотрудничества с высшими учебными заведениями других стран, в первую очередь Украины и Белоруссии, особую актуальность приобретают вопросы повышение кросс-культурной компетентности студентов, приезжающих по обмену на обучение в вузы другой страны. Этот вид компетентности предполагает не только умение эффективно взаимодействовать с представителями другой, отличающейся от собственной, культуры, включая умение общаться на ее языке, но и умение адаптироваться к иным культурным нормам, обычаям, привычкам и ценностям, не теряя при этом ощущения собственной культурной и этнической идентичности. Такого рода умения не возникают у студентов автоматически только в процессе изучения культуры той страны, в которой они собираются некоторое время жить и учиться. Формирование этих умений требует специально организованной деятельности, направленной на практическое овладение жизненными навыками, необходимыми для адаптации к чужой культуре, для разрешения трудных или конфликтных ситуаций, возникающих в связи с имеющимися различиями в образе жизни, системах ценностей, культурных ритуалах и т.п.

    Одним из путей формирования кросс-культурной компетентности у студентов, выезжающих на обучение в другие государства, является проведение для них обучающих тренинговых программ, направленных на отработку жизненных навыков, необходимых для успешного общения и обучения в национальных и культурных рамках соответствующих государств. Данные жизненные навыки включают в себя навыки установления и поддержания контакта с представителями другой культуры, навыки управления собственными эмоциональными состояниями в ситуациях неопределенности или напряженности, связанных с недостаточным знанием чужой культуры, навыки преодоления психологических и культурных барьеров в общении, навыки совладания с трудными или кризисными жизненными ситуациями, навыки поиска или обращения за психологической или социальной поддержкой в этих ситуациях и т.п.

    Эффективность подобных программ, на наш взгляд, зависит не только от психологического и педагогического мастерства их ведущих, но и от имеющегося у них опыта проживания в культурном поле той страны, куда собираются ехать учиться их ученики. В этом отношении у преподавателей России, Украины и Белоруссии старшего поколения есть достаточно прочный исторический фундамент, связанный с опытом их совместного проживания в условиях единого государства в советские времена, когда люди могли свободно перемещаться из одной республики в другую и знакомиться с культурным своеобразием друг друга с интересом и уважением. Игнорировать этот опыт или обесценивать его – возможно, но идет ли это на пользу всем заинтересованным сторонам? Нам кажется, что этот опыт можно использовать в ходе совместных преподавательских семинаров, объединяющих преподавателей Украины, России и Белоруссии разных возрастных групп. Данные семинары могут быть направлены на выработку совместных концепций социально-психологической подготовки студентов к обучению в культурных условиях другой страны, а также могут быть посвящены обмену опытом формирования у них жизненных навыков, повышающим их кросс-культурную компетентность в рамках конкретной культуры и конкретного государства.

    Проведение подобных образовательных программ позволит сократить время адаптации студентов к обучению в условиях другого культурного окружения, позволит уменьшить риски и стрессы, связанные с переездом в другую страну и потерей привычного окружения и социальной поддержки, а также повысит их психологический комфорт, что непременно скажется на результатах обучения и удовлетворенность им.

    Переглядів: 788 | Додав: San-Antonio | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляється системою uCoz