студентка
Института философского образования и науки
Национального
педагогического университета им. М.П. Драгоманова, Киев
«Трансформация живописи под воздействием фотографии»
Доминирование визуального восприятия в современном мире является
результатом «иконологического поворота» в искусстве. Это понятие ввел Готфрид Бем в 1994 г. для обозначения нового
подхода к искусству, основанного на постижении зрительных образов. Для каждой
эпохи или значительного исторического периода художественной жизни характерен
свой особый способ выражения природы – предметной, и пространственно-временной
среды. Таким методом стала фотография, способная не только передать фиксированную
реальность, образ запечатленного мгновения, но и выразить картину мира,
присущую данному периоду.
Стремительно развиваясь, она не только уверенно закрепила свои
позиции но и синтезировала с другими видами искусства, такими как кино,
живопись, видеоарт, и другие. Поэтому
отслеживание взаимосвязей фотографии с живописью, их
взаимопроникновения, и обогащения, является достаточно актуальным.
Взаимосвязь фотографии и живописи можно охарактеризовать двумя
процессами. Первый – это рефлексия, когда один из видов искусства приняв некие
новшества. самоизменяется под их влиянием. Второй – это синтез, в результате
которого разные виды искусства перенимают друг у друга новые методы и приемы
художественной выразительности.
Примером первого, вышеупомянутого процесса, можно назвать течение
импрессионизма который стал своеобразным ответом на технический прогресс
в фотографии. Его представители утверждали, что машина не сможет передать
изображение так, как это сделает человек. Однако новое течение недооценивало
фотографию, которая пусть и не может передать изображение с той
выразительностью, как это сделал бы непосредственно художник, но она в этом и не нуждается, так как передает
его по-своему.
Идея импрессионистов о передаче, в первую очередь, личностного
восприятия повлияла в дальнейшем и на
творчество фотографов, которые попытались через фотографию донести зрителю
личностное восприятие, во многом также зависящее от расстояния между зрителем и
картиной.
Эту концепцию импрессионизма,
о множестве штрихов, которые образуют целостную картину, можно отнести и
к фотографии. Обычно воспринимаемая как неопровержимое доказательство
реальности, фотография увеличенная в несколько раз, так что видны пиксели, не
вызывает у зрителя веры, относительно того, что запечатленные события
происходили в реальности, а не являются фантазией автора.
Вик Мунис, необычайность подхода которого при создании фоторабот
заключается в том, что из подручных материалов он создает живописный ремейк
известных шедевров, а затем фотографирует его. Полученное изображение он
увеличивает таким образом, что пиксели напоминают те самые мазки
импрессионистов.
Противоположный замысел можно наблюдать у Андреаса Гурски. У него
как и у Муниса картина имеет два разных вида вблизи, и издалека, только в
отличии от Муниса да и импрессионистов, издалека его картина кажется
абстрактным сочетанием различных фрагментов и цветов, и только вблизи зритель
сможет рассмотреть наименьшие детали, из которых создана работа. Таким образом,
вера зрителя, в подлинность изображаемого колеблется в зависимости от дистанции
между наблюдателем и работой.
Фотография не только реализирует некие идеи и концепции, взятые из ранние созданного искусства, но и создает
новые, синтезируясь с уже существующими наработками. Впоследствии соединение
фотоискусства с живописью художник расширяет возможности, художественной
передачи идеи. Французско-английский художник-сюрреалист Ман Рей, после экспериментов
с фототехникой, радикально пересмотрел методы художественной выразительности и
в своих работах начал соединять рисунок с фотографией «Я рисую то, что
невозможно сфотографировать, что идет от воображения или фантазий. Я
фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать: вещи, которые уже
существуют».
Еще одним примером такого искусственного сочетания можно назвать
работы художника Ришарда Горовицкого, который подобно Ман Рею не стал себя
ограничивать, соединив фотографию, фотошоп и живопись. Благодаря этому он смог отобразить эфемерные чувства и эмоции
в своих работах. Зрители, порой на подсознательном уровне, доверяют его
работам, поскольку не привыкли сомневаться в подлинности фотографии. Что совсем
не удивительно, учитывая что в наше время перенасыщенное визуальной
информацией, люди не только доверяют фотографиям, но и сами мыслят фотографическими
образами.
Надо также отметить, что данные новшества, повлекли за собой не
только переосмысление отношения к визуальному выражению, но и новые подходы к
самому процессу его создания. Редко кто
сейчас рисует с натуры, теперь же большинство художников отдает предпочтения
прежде запечетлить некий образ, а потом приступать к его воспроизведению. Фотография взяла на
себя и утилизационную функцию, избавив живопись от необходимости фиксировать
будничные хроники.
Таким образом, можно сделать вывод, что фотография не только сама
является искусством, но и при интеграции с живописью находит все новые способы
визуального выражения идеи, при этом давая новую жизнь ранние уже созданным
идеям.