I. Вступление.
Определенные
формы художественной деятельности испокон веков входили в систему так
называемого классического образования. В современном и в вузовском и
довузовском образовании дисциплины по
искусству занимают очень небольшое место, чаще входя в предмет «Мировая
Художественная Культура». Но и МХК сегодня
приравнивается к второсортным школьным дисциплинам, таким как Труд,
Физкультура. Как правило, МХК
ограничиваются лишь сферой изобразительного искусства, очень немного места и времени уделяя театральному искусству. Если
такие дисциплины, как Рисование и Уроки Музыки (Пение) издавна входят в
обязательную сетку школьных дисциплин, то Театральное Искусство имело место
(да, в основном, во многих школах имеет и сейчас), лишь во внеурочной
деятельности, в рамках Школьного театра.
II. 3 звена современного театрального образования.
На
сегодня можно выделить 3 звена
современного театрального образования:
- профессиональное театральное образование (
театральные ВУЗы и средние театральные специальные учебные заведения)
-
театральное обучение в системе Дополнительного Образования (
театральные студии Дворцов и Домов Творчества Юных, театральные отделения Школ
Искусств, детские студии при профессиональных театрах, школьные театры).
- просветительско-
педагогическое театральное образование ( театральные отделения
специальных учебных заведений в области
культурно-просветительской деятельности- Университеты, Институты и Колледжи
Культуры; профильные школы с театральным уклоном; и, как единственное пока в
России - уникальное театральное отделение, специализирующееся на театральной
педагогике- в РГПУ им. А.Герцена).
III. Из истории театрального (не профессионального)
образования в России:
-
школьный театр Киевской Духовной Академии
-
Общество любителей русской словесности при Шляхетском
Кадетском Корпусе под руководством
драматурга А. Сумарокова
-
Любительские спектакли Воспитательного общества
благородных девиц (Смольного института)- переписка Екатерины Второй и Вольтера
-
Студенческие спектакли Московского Университета
-
Детские, народные, солдатские, купеческие и дворянские
театры второй половины 19-го и начала
20-го вв.
-
Театральное обучение в системе внеурочной деятельности
послереволюционной России
-
Первый Детский
профессиональный театр под
руководством Наталии Сац как воспитательно - образовательный аспект советской
молодежи
IV. Положение
Театрального Обучения детей сегодня на примере Школ искусств и театральных
студий Петербурга и Ленинградской области сегодня.
На сегодняшний день руководителями детских
школьных театров и детских театральных студий являются мало занятые в театре актеры и режиссеры (что,
в принципе, не так плохо). Но они, что естественно, больше заняты сценической
подготовкой воспитанников, совершенно забывая при этом о педагогической (воспитательной)
стороне. Нередко, при этом, можно встретить и более удручающее явление, когда
школьными театрами руководят педагоги совершенно других (в лучшем случае, гуманитарных
дисциплин). Понятно, что они, не имея театрального образования, основную часть
деятельности уделяют идеалогически- педагогической стороне, отчего страдает
постановочно- сценическая часть.
Многие музыкальные школы Петербурга ( да и других городов), в качестве
повышения своего статуса, открывают театральное отделение, и именуются с тех пор Школами Искусств.
Театральное отделение открыли, а о театральных специалистах не позаботились. Поэтому,
в основном театральными отделениями Школ Искусств сегодня руководят выпускники
и музыкальных училищ и даже консерваторий, но совершенно другого профиля -
преподаватели хоровых или теоретико- музыковедческих дисциплин (хор,
сольфеджио, музыкальная литература). Естественно, что вокально- музыкальная
сторона обучения доминирует, а сценическая проявляется очень и очень слабо. Вот
почему необходимы настоящие театральные педагоги, владеющие как
театрально-сценическими, так и педагогическими навыками.
V. Специальность
Театрально-сценическое искусство в РГПУ им. А. Герцена.
Уникальная специальность - театрально-
сценическая педагогика способна подготовить специалистов и для
общеобразовательных, и для специализированных учебных заведений в качестве и
руководителей школьных театров и детско- юношеских (и даже студенческих) театральных студий, а
также педагогов теоретических театральных дисциплин (история театра) в
общеобразовательных школах и школах искусств.
Цель данной специализации - подготовить
компетентных театральных деятелей и руководителей любительского театра как
детского, так и взрослого секторов, всецело понимающих природу театра и
обладающих как теоретическими знаниями,
так и практическими навыками в области театра.
О необходимости подготовки настоящих театральных любителей
говорили еще давно. Более ста лет назад, в 1894 году знатоки театрального
искусства говорили о великой значимости и силе театральных любителей: « Каким
образом происходит общение между произведением искусства и массою публики? Вот
здесь-то и выступает роль любителя. Без него художник и толпа оставались бы
всегда чужды друг другу». То есть, автор
статьи (в журнале «Артист») говорит о великой посреднической значимости настоящего
любителя искусства. « Любитель- знаток имеет гораздо больше значения в оценке и
распространении искусства в массы, чем простой любитель». Подготовить такого
настоящего любителя- знатока может лишь
настоящий профессиональный педагог.
VI. Заключение.
Сегодня Россия как одну из ключевых задач ставит задачу
подъема образования. Именно образование становится системой
формирования интеллектуального и творческого капитала нации. Конечно, в
интересах национального капитала, в первую очередь нужны такие специалисты как
экономисты, менеджеры- т.е. работники бизнес- сферы. Важность художественной
сферы отступает на второй план. Предметам по искусству, как всегда, отводится
роль факультативного дополнения. Но не надо ли пересмотреть данную систему?
Может в воспитании и формировании высококультурного национального кадра дисциплины
по искусству ( в данном случае - по театральному искусству)
очень помогут, и есть необходимость включить эти дисциплины в обязательную
сетку и довузовского и вузовского образования?
Ст.
преподаватель кафедры теории и истории культуры Факультета Философии Человека
РГПУ им. А.И. Герцена – Слуцкая Е.А.