Головна
Реєстрація
Вхід
Четвер
25.04.2024
15:17
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 14 » «Театральное образование как культурологический аспект».
    18:23
    «Театральное образование как культурологический аспект».
    Слуцкая Елена Алексеевна
    старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Факультета Философии Человека РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт- Петербург).

    «Театральное образование как культурологический аспект».

    I.  Вступление.

        Определенные формы художественной деятельности испокон веков входили в систему так называемого классического образования. В современном и в вузовском и довузовском  образовании дисциплины по искусству занимают очень небольшое место, чаще входя в предмет «Мировая Художественная Культура». Но и МХК  сегодня приравнивается к второсортным школьным дисциплинам, таким как Труд, Физкультура.  Как правило, МХК ограничиваются лишь сферой изобразительного искусства, очень немного места  и времени уделяя театральному искусству. Если такие дисциплины, как Рисование и Уроки Музыки (Пение) издавна входят в обязательную сетку школьных дисциплин, то Театральное Искусство имело место (да, в основном, во многих школах имеет и сейчас), лишь во внеурочной деятельности, в рамках Школьного театра.  

     II.  3 звена современного театрального образования.

             На сегодня можно выделить 3  звена современного театрального образования:

     - профессиональное театральное образование ( театральные ВУЗы и средние театральные специальные учебные заведения)

    - театральное обучение в системе Дополнительного Образования ( театральные студии Дворцов и Домов Творчества Юных, театральные отделения Школ Искусств, детские студии при профессиональных театрах, школьные театры).

    - просветительско- педагогическое театральное образование ( театральные отделения специальных учебных заведений в  области культурно-просветительской деятельности- Университеты, Институты и Колледжи Культуры; профильные школы с театральным уклоном; и, как единственное пока в России - уникальное театральное отделение, специализирующееся на театральной педагогике- в РГПУ им. А.Герцена).

     

    III.  Из истории театрального (не профессионального) образования в России:

     

    -                  школьный театр Киевской Духовной Академии

    -                  Общество любителей русской словесности при Шляхетском Кадетском  Корпусе под руководством драматурга А. Сумарокова

    -                  Любительские спектакли Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института)- переписка Екатерины  Второй и Вольтера

    -                  Студенческие спектакли Московского Университета

    -                  Детские, народные, солдатские, купеческие и дворянские театры второй половины 19-го  и начала 20-го вв.

    -                  Театральное обучение в системе внеурочной деятельности послереволюционной России

    -                  Первый Детский  профессиональный театр   под руководством Наталии Сац как воспитательно - образовательный аспект советской молодежи

     

      IV. Положение Театрального Обучения детей сегодня на примере Школ искусств и театральных студий Петербурга и Ленинградской области сегодня.

          На сегодняшний день руководителями детских школьных театров и детских театральных студий являются  мало занятые в театре актеры и режиссеры (что, в принципе, не так плохо). Но они, что естественно, больше заняты сценической подготовкой воспитанников, совершенно забывая  при этом о педагогической (воспитательной) стороне. Нередко, при этом, можно встретить и более удручающее явление, когда школьными театрами руководят педагоги совершенно других (в лучшем случае, гуманитарных дисциплин). Понятно, что они, не имея театрального образования, основную часть деятельности уделяют идеалогически- педагогической стороне, отчего страдает постановочно- сценическая часть.

         Многие музыкальные школы Петербурга  ( да и других городов),  в качестве  повышения своего статуса, открывают театральное отделение, и  именуются с тех пор Школами Искусств. Театральное отделение открыли, а о театральных специалистах не позаботились. Поэтому, в основном театральными отделениями Школ Искусств сегодня руководят выпускники и музыкальных училищ и даже консерваторий, но совершенно другого профиля - преподаватели хоровых или теоретико- музыковедческих дисциплин (хор, сольфеджио, музыкальная литература). Естественно, что вокально- музыкальная сторона обучения доминирует, а сценическая проявляется очень и очень слабо. Вот почему необходимы настоящие театральные педагоги, владеющие как театрально-сценическими, так и педагогическими навыками.

     

    V. Специальность Театрально-сценическое искусство в РГПУ им. А. Герцена.

           Уникальная специальность - театрально- сценическая педагогика способна подготовить специалистов и для общеобразовательных, и для специализированных учебных заведений в качестве и руководителей школьных театров и детско- юношеских  (и даже студенческих) театральных студий, а также педагогов теоретических театральных дисциплин (история театра) в общеобразовательных школах и школах искусств.

           Цель данной специализации - подготовить компетентных театральных деятелей и руководителей любительского театра как детского, так и взрослого секторов, всецело понимающих природу театра и обладающих  как теоретическими знаниями, так и практическими навыками в области театра.     

          О необходимости подготовки настоящих театральных любителей говорили еще давно. Более ста лет назад, в 1894 году знатоки театрального искусства говорили о великой значимости и силе театральных любителей: « Каким образом происходит общение между произведением искусства и массою публики? Вот здесь-то и выступает роль любителя. Без него художник и толпа оставались бы всегда чужды друг другу».  То есть, автор статьи (в журнале «Артист») говорит о великой посреднической значимости настоящего любителя искусства. « Любитель- знаток имеет гораздо больше значения в оценке и распространении искусства в массы, чем простой любитель». Подготовить такого настоящего  любителя- знатока может лишь настоящий профессиональный педагог.

      VI. Заключение.

          Сегодня Россия как одну из ключевых задач ставит задачу подъема образования. Именно образование становится системой формирования интеллектуального и творческого капитала нации. Конечно, в интересах национального капитала, в первую очередь нужны такие специалисты как экономисты, менеджеры- т.е. работники бизнес- сферы. Важность художественной сферы отступает на второй план. Предметам по искусству, как всегда, отводится роль факультативного дополнения. Но не надо ли пересмотреть данную систему? Может в воспитании и формировании высококультурного национального кадра дисциплины по искусству  (  в данном случае - по театральному искусству) очень помогут, и есть необходимость включить эти дисциплины в обязательную сетку и довузовского и вузовского образования?

          

                                                                                              Ст. преподаватель кафедры теории и истории культуры Факультета Философии Человека РГПУ им. А.И. Герцена – Слуцкая Е.А.

    Переглядів: 1396 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляється системою uCoz