Лавлинский Руслан
Александрович, аспирант кафедры философских наук Донецкого национального
университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк
(Украина)
Мир
академической философии параллелен жизненному миру большинства людей, однако в
современном обществе она не востребована. И что бы эксплицировать реальную
философию, нужны какие-то специальные созданные для этого понятия. Такие
понятия как сознание, материя, субъекта и объекта, познавательных способностей,
онтологических структур, место человека в мире, и др. Это и есть совокупность
понятий которыми оперирует философ и преподаватель философии и посредством
которых выявляется реальная ситуация или реальное поле философствования,
существующее в культуре.
Часто говорят, что в философии, в
отличии от науки нет прогресса: скажем, что наука кумулятивная, а философия –
нет. Действительно в философии нет раз и навсегда решенных вопросов, решений,
хотя в ней бы казалось постоянно обсуждаются одни и те же проблемы,
складывается стереотип, что философы, нередко занимаются вечным повторением
одного и того же. Это видимость складывается из одного простого обстоятельства.
Некоторые считают, что философия не
наука, следовательно нельзя преподавать как науку, нельзя дать студентам некую
выверенную, конкретную сумму знаний и готовых решений, которую можно выучить и
освоить. Таким образом, складывается стереотип, который воспринимает философию
как «штучный товар», что она только ставит вопросы, а отвечать на них должен
сам человек, опираясь на доступные ему знания, опыт и интуицию, верования и
убеждения.
Однако, проблема заключается в том, что
специальные философские понятия, посредством которых и эксплицируется в философское
поле, существующей независимо от такой экспликации, так как является способом
осознания и выявления некоторой субъект-объектной ситуации. Ситуации, в которых
происходит процесс осмысления тех или иных философских проблем, меняются
исторически, во времени, и в каждый период, соответственно их необходимо решать
по новому: что реально, а что принадлежит сфере сознания; что объективно, а что
субъективно и т.п. Тут складывается стереотипное отношение к самим вопросам,
перед которыми стоит философ. У студента нет осознания того (что и порождает
это стереотип), что философия всякий раз решает якобы не разрешенный вопрос, например,
что первично, а что вторично, а то, что используя определенную технику
понятийного анализа, в каждой конкретной ситуации (субъект-объект) вынуждена
решать эти вопросы заново. По – разному распределять субъективное и
объективное, реально ирреальное. В каждом случае это необходимо устанавливать
специально.
В наше время все чаще звучат голоса в
пользу подготовки специалистов узкого профиля, «профессионалов», следовательно,
обучать студентов необходимо, прежде всего «делу», а все остальное лишь отвлекает
их от приобретения профессиональных знаний. Конечно, профессионализация важна.
Однако так ли не нужна философия молодому специалисту – будущему теоретику и
практику?
Необходимо отметить, что философия
испокон веков понималась как любовь к мудрости, познанию мира и человека, как
особая осмысленная забота человека о самом себе, своем предназначении, о смысле
и ценности жизни и т.п. Само бытие человека проходит между пониманием
конечности и бесконечности, материального и духовного, взаимосвязи телом и
духа, жизни и смерти, между созиданием и разрушением. Постоянно перед человеком
стоят проблемы этического характера, которые ставят его перед необходимостью
выбора: сказать – не сказать, солгать – не солгать, выступить – отмолчаться,
любить – ненавидеть, прощать – не прощать и так далее. Разве молодым
специалистом не нужны любовь, мудрость, понимание смысла осознанный выбор
профессии.
Философия удовлетворяет потребность
человека в целостном охвате закономерностей мироздания – природы, общества и
человека, формируя его мировоззрения.
Однако в процессе обучения студенты
забывают об общности и целостности мира, так как им предлагают, как можно
раньше определиться со специализацией. Специализация происходит в соответствии
с выполнением учебных планов, в которых по «полочкам» раскладываются предметы и
дисциплины, которые изучаются на различных курсах. Таким образом, у студента
формируется стереотипное мировосприятие и деление на дисциплины как к естественному
и начальному ходу вещей, забывая о том, что сама природа (как естественная так
и социальная и человеческая) знать ничего не знает о подобном делении, так как
живет по законом единого и гармоничного целого, к реализации которых в
частности стремится и человеческое сообщество, и отдельная личность. Можно ли
без философии осмыслить эту целостность?
Философия как наука о предельном знании
занимает особое место в структуре современной науки и культуры. Наряду с
дифференциацией наук противоположная тенденция – интеграция, в соответствии с
которой членение научного знания по ведомственно-дисциплинарному принципу не
оправдывает себя. На его место приходит проблемный принцип членения научных
исследований, при котором для решения проблемы привлекается целый комплекс
дисциплин и направлений. И в этом комплексе дисциплин философия занимает
главенствующее место: во-первых, потому, что она вырабатывает проблемы, идеи,
которые питают науку. Она всегда актуальна, философские проблемы окружают нас.
Во-вторых, потому, что помогает решать частнонаучные проблемы – философские
проблемы частной науки, решение которых требует философских интерпретаций. В -
третьих, философия не подменяет другие науки, но опирается на научные
достижения при решении своих «вечных» вопросов. Конечно, что бы решать
частнонаучные проблемы, нужна специальная подготовка и соответствующие
частнонаучные средства исследования, а для этого необходимо владеть
философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы,
на обширные философские знания.
Хорошо известно, что философия усиливает
творческий потенциал специалиста-профессионала, способствуя развитию его
творческих возможностей – способности человека к обобщению самого высшего
порядка, к диалектической гибкости мышления, развивает интуицию, образное
мышление.
Таким образом, формируя
«снисходительное» отношения к философии создается иллюзия, о якобы не
обязательной необходимости ее как дисциплины для преподавания студентам. Что
порождает негативный стереотип в восприятии учебной дисциплины.
|