Головна
Реєстрація
Вхід
Вівторок
26.11.2024
09:28
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Жовтень » 9 » Стереотип в восприятии философии в академической среде: в контексте специализации
    15:37
    Стереотип в восприятии философии в академической среде: в контексте специализации

    Лавлинский Руслан Александрович,

    аспирант кафедры философских наук Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк (Украина)

     

    Мир академической философии параллелен жизненному миру большинства людей, однако в современном обществе она не востребована. И что бы эксплицировать реальную философию, нужны какие-то специальные созданные для этого понятия. Такие понятия как сознание, материя, субъекта и объекта, познавательных способностей, онтологических структур, место человека в мире, и др. Это и есть совокупность понятий которыми оперирует философ и преподаватель философии и посредством которых выявляется реальная ситуация или реальное поле философствования, существующее в культуре.

    Часто говорят, что в философии, в отличии от науки нет прогресса: скажем, что наука кумулятивная, а философия – нет. Действительно в философии нет раз и навсегда решенных вопросов, решений, хотя в ней бы казалось постоянно обсуждаются одни и те же проблемы, складывается стереотип, что философы, нередко занимаются вечным повторением одного и того же. Это видимость складывается из одного простого обстоятельства.

    Некоторые считают, что философия не наука, следовательно нельзя преподавать как науку, нельзя дать студентам некую выверенную, конкретную сумму знаний и готовых решений, которую можно выучить и освоить. Таким образом, складывается стереотип, который воспринимает философию как «штучный товар», что она только ставит вопросы, а отвечать на них должен сам человек, опираясь на доступные ему знания, опыт и интуицию, верования и убеждения.

    Однако, проблема заключается в том, что специальные философские понятия, посредством которых и эксплицируется в философское поле, существующей независимо от такой экспликации, так как является способом осознания и выявления некоторой субъект-объектной ситуации. Ситуации, в которых происходит процесс осмысления тех или иных философских проблем, меняются исторически, во времени, и в каждый период, соответственно их необходимо решать по новому: что реально, а что принадлежит сфере сознания; что объективно, а что субъективно и т.п. Тут складывается стереотипное отношение к самим вопросам, перед которыми стоит философ. У студента нет осознания того (что и порождает это стереотип), что философия всякий раз решает якобы не разрешенный вопрос, например, что первично, а что вторично, а то, что используя определенную технику понятийного анализа, в каждой конкретной ситуации (субъект-объект) вынуждена решать эти вопросы заново. По – разному распределять субъективное и объективное, реально ирреальное. В каждом случае это необходимо устанавливать специально.

    В наше время все чаще звучат голоса в пользу подготовки специалистов узкого профиля, «профессионалов», следовательно, обучать студентов необходимо, прежде всего «делу», а все остальное лишь отвлекает их от приобретения профессиональных знаний. Конечно, профессионализация важна. Однако так ли не нужна философия молодому специалисту – будущему теоретику и практику?

    Необходимо отметить, что философия испокон веков понималась как любовь к мудрости, познанию мира и человека, как особая осмысленная забота человека о самом себе, своем предназначении, о смысле и ценности жизни и т.п. Само бытие человека проходит между пониманием конечности и бесконечности, материального и духовного, взаимосвязи телом и духа, жизни и смерти, между созиданием и разрушением. Постоянно перед человеком стоят проблемы этического характера, которые ставят его перед необходимостью выбора: сказать – не сказать, солгать – не солгать, выступить – отмолчаться, любить – ненавидеть, прощать – не прощать и так далее. Разве молодым специалистом не нужны любовь, мудрость, понимание смысла осознанный выбор профессии.

    Философия удовлетворяет потребность человека в целостном охвате закономерностей мироздания – природы, общества и человека, формируя его мировоззрения.

    Однако в процессе обучения студенты забывают об общности и целостности мира, так как им предлагают, как можно раньше определиться со специализацией. Специализация происходит в соответствии с выполнением учебных планов, в которых по «полочкам» раскладываются предметы и дисциплины, которые изучаются на различных курсах. Таким образом, у студента формируется стереотипное мировосприятие и деление на дисциплины как к естественному и начальному ходу вещей, забывая о том, что сама природа (как естественная так и социальная и человеческая) знать ничего не знает о подобном делении, так как живет по законом единого и гармоничного целого, к реализации которых в частности стремится и человеческое сообщество, и отдельная личность. Можно ли без философии осмыслить эту целостность?

    Философия как наука о предельном знании занимает особое место в структуре современной науки и культуры. Наряду с дифференциацией наук противоположная тенденция – интеграция, в соответствии с которой членение научного знания по ведомственно-дисциплинарному принципу не оправдывает себя. На его место приходит проблемный принцип членения научных исследований, при котором для решения проблемы привлекается целый комплекс дисциплин и направлений. И в этом комплексе дисциплин философия занимает главенствующее место: во-первых, потому, что она вырабатывает проблемы, идеи, которые питают науку. Она всегда актуальна, философские проблемы окружают нас. Во-вторых, потому, что помогает решать частнонаучные проблемы – философские проблемы частной науки, решение которых требует философских интерпретаций. В - третьих, философия не подменяет другие науки, но опирается на научные достижения при решении своих «вечных» вопросов. Конечно, что бы решать частнонаучные проблемы, нужна специальная подготовка и соответствующие частнонаучные средства исследования, а для этого необходимо владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания.

    Хорошо известно, что философия усиливает творческий потенциал специалиста-профессионала, способствуя развитию его творческих возможностей – способности человека к обобщению самого высшего порядка, к диалектической гибкости мышления, развивает интуицию, образное мышление.

    Таким образом, формируя «снисходительное» отношения к философии создается иллюзия, о якобы не обязательной необходимости ее как дисциплины для преподавания студентам. Что порождает негативный стереотип в восприятии учебной дисциплины.

     

    Переглядів: 1401 | Додав: San-Antonio | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляється системою uCoz