Архетипический образ является важнейшей составляющей культурного архетипа
и являет собой символическое выражение тех или иных архаических установок,
определяющих мировоззрение, мироощущение и миропонимание народа. Он играет
определяющую роль в формировании психических реакций человека в процессе
социализации и идентификации в обществе. Поскольку культурный архетип носит
коллективный характер, то архетипические образы формируют систему ценностей,
действующую как стабилизатор не только межличностных отношений, но и отношений
между отдельными социальными формированиями. Наиболее полно и активно
архетипические образы нации воплощаются в фольклорных произведениях и мифах.
Именно мифологическое сознание выявляет механизм воздействия архетипов мышления
на поведенческие акты человека.
Одним из основополагающих образов в культурном архетипе, связанным с
механизмом функционирования общества, является архетип героя. Герои обладают
одинаково типичными чертами у совершенно разных народов и в разные времена,
являясь, таким образом, носителями весьма важной архетипической информации.
Каждый такой герой есть идеальное
коллективное лицо данной общности, он выражает ее стремление к совершенству и
силе, к победе над злом и утверждению добра.
Подобный герой, являющийся носителем и исполнителем
целого ряда жизненно важных символов, проникновение в смысл которых дает
возможность понять смысл и закономерности человеческого бытия и всего мироздания,
есть и у мордовского народа. Его воспевали в песнях, о нем слагались предания и
легенды, рассказы и сказки – мордовский царь Тюштя.
В них он представлен
многофункционально: и как герой, наделенный чудесными, сказочными,
эпическими свойствами, и как герой-предводитель своего народа в борьбе с иноплеменными
князьями, и как исторический деятель.
Прототипами эпических героев могут быть и лица, не совершавшие великих
дел, но сыгравшие определенную роль в истории своего народа. Они укрепляет
народный дух, вселяет в них надежду на счастливое продолжение жизни,
вдохновляет их на борьбу с иноземными завоевателями. Возможно, мифологизация
человека по имени Тюштя является
типичным процессом превращения конкретной личности в архетип. В таком случае
реальные исторические черты сохраняет не сам исторический персонаж, а скорее
такие второстепенные обстоятельства, как внешние условия, обычаи и т.д.
Архетипом становится не только сам герой, но и его поступки, принимающие вполне
архетипический характер. В народной памяти на века сохраняется не реальный человек,
а его архетипический образ и, став архетипом, он часто оказывается более
содержательным и романтичным. Объясняется это тем, что общественной психологии
нужен не обычный человек, а именно герой, способный выполнить ожидаемое. От
него ждут чудес и ему самому необходимо быть сакральным, чудесным. В этом плане
Тюштя отвечает многим предъявляемым для героя требованиям. Он изображается
обладателем магической силы, позволяющей управлять стихией природы, наделяется
чудесными умениями, характерными для героев сказок и эпоса.
Он является поборником справедливости. Будучи инязором, Тюштя
устанавливает строгий порядок, при котором люди друг другу не могут причинить зла, обиды. Даже за мелкие
провинности он сурово наказывает
виновников, и народ поддерживает установленные
им требования.
Несомненно, герой подобный Тюште есть великий архетип и психологическое
воплощение идеи духовного центра. Он выступает в качестве средоточия духовной
жизни и связующего звена в мироздании, носителем соответствующей идеи; осуществляет
связь с творцом сущего, с природой; представляет собой стержень, по которому
движется познание человеком самого себя. Герой сосредоточение огромной энергии
и это тоже является доказательством того, что он центр.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Мордовская
мифология: генезис и трансформации» №
09-01-23106 а/B