Поддубская Инна
Валентиновна
доцент кафедры украинской
филологии и культуры Донецкого национального университета
«Религиозно-философское
осмысление мироустройства в поэзии М.Волошина»
Творчество М.Волошина представляет бесспорный интерес с различных точек
зрения – литературоведческой, искусствоведческой, философской,
культурологической и т.д. Но любой его анализ окажется неполным, а то и
ущербным, без осмысления мировоззренческих основ этой оригинальной личности. Поэтому
представляется целесообразным рассмотреть поэтические тексты М.Волошина с точки
зрения отражения в них представлений автора о мироустройстве.
Религиозно-философские идеи, воспринятые М.Волошиным в юности, оказали существенное
влияние на формирование его личности. Прежде всего это основополагающие
принципы теософии – единство всего существующего, идея кармы, идея
перевоплощения. И хотя мировоззрение поэта претерпело значительную эволюцию за
годы духовных «блужданий» (и в этом плане наиболее важным оказался поворот к
православию), эти важнейшие для Волошина основы не потеряли значения. Своё
восприятие мира поэт называет «духовно-религиозным». В одной из «автобиографий»
М.Волошин пишет так: «Я родился 16 мая 1877 года в Духов День, когда «земля
именинница». Отсюда, вероятно, моя склонность к духовно-религиозному восприятию мира и любовь к цветению плоти и
вещества во всех его формах и ликах. Поэтому прошлое моего духа представлялось мне
всегда в виде одного из тех фавнов или кентавров, которые приходили в пустыню к
св.Иерониму и воспринимали таинство Святого Крещения. Я язычник по плоти и верю
в реальное существование всех языческих богов и демонов, и в то же время не
могу его мыслить вне
Христа» (Цит. по [3, с.30]).
Названные мировоззренческие особенности тесно переплетаются в ткани
поэтических произведений М.Волошина и являются важнейшим идейным источником
многих из них. В этом плане очень показательно стихотворение «Подмастерье». (О
важности этой поэзии для понимания мировоззренческих особенностей Волошина
говорит он сам, называя «Подмастерье» своим «поэтическим символом веры» [1,
с.149]).
Так, «Подмастерье» несёт выразительный отпечаток идеи о перевоплощении
и о единстве всего существующего. Кроме
того, в нём глубокий пантеизм автора сочетается с языческими идеями:
… всюду – и в тварях и в вещах
томится
Божественное Слово,
Их к бытию призвавшее…,
а поэт – «…освободитель
божественных имён, // Пришедший изназвать // Всех духов- узников, увязших в
веществе…».
По Волошину, основа бытия – огненная стихия. Неоднократно поэт
акцентирует на этом внимание: В растенье
и в камне – везде, // В горах, в
облаках, над горами, // И в звере, и
в синей звезде // Я слышу поющее
пламя («Так странно, свободно и просто…»); Огонь есть жизнь. // И в каждой точке мира // Дыхание, биенье и
горенье. // Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье – // Творящий ритм
мятежного огня («Путями Каина. Трагедия материальной культуры»).
Более того, огонь – стихия сакральная, символ божества. Об этом
говорят строки «Владимирской Богоматери»:
… В раскалённых горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Её из огненной стихии
Был в земные краски воплощён.
Таким образом, всё в мире объединено единым началом – божественным,
сакральным, которое сродни огненной стихии.
Человек – неотъемлемая часть этого целого. Возможно, связь образов огонь– солнце – пчела обусловила значимость в поэтическом мире М.Волошина
образа пчелы. Неоднократно человек ассоциируется с пчелой. Например, в «Corona astralis»:
Безумьем снов скитальный дух
повит.
Как пчёлы мы, отставшие от роя!..
В стихотворении «Дети солнечно-рыжего мёда…» эта ассоциация предстаёт
более развёрнутой. Автор очень лаконично в метафорической форме отображает
научное представление о существовании человечества в Солнечной системе: Дети солнечно-рыжего мёда // И
коричнево-красной земли – // Мы сквозь плоть в темноте проросли, // И огню наша
сродна природа. // В звёздном улье века и века // Мы, как пчёлы у чресл
Афродиты, // Вьёмся, солнечной пылью повиты, // Над огнём золотого цветка. Картина
удивительно живописна. Она пронизана ощущением тепла, гармонии, красоты. И
вместе с тем – дыханием вечности.
Мир, как считает поэт, существует по принципам Необходимости и Разума («Подмастерье»).
«В судьбе человеческой нет случайностей, – пишет М.Волошин в «Ликах
творчества». – То, что мы называем случайностями, можно сравнить с теми
непроизвольными, бессознательными жестами, которые, возникая помимо воли, с тем
большею чёткостью обнаруживают скрытую природу человека (Цит. по [2, с.181]).
Но более высокие законы, по которым следует построить Вселенную, по мнению
поэта, – это Свобода и Любовь («Подмастерье»).
Духовные поиски привели М.Волошина к пониманию единства всего
существующего и личной вовлечённости человека в глобальные процессы бытия и
мироустройства: Весь трепет жизни всех
веков и рас // Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас («Дом поэта»); В эти дни нет ни врага, ни брата: // Все во
мне, и я во всех…(«В эти дни великих шумов ратных…»).
Таким образом, своеобразное сочетание восточных и западных
религиозно-философских идей в системе представлений М.Волошина о мироустройстве
свидетельствует о сложности и глубине
духовного мира этой творческой личности.
Литература
1. Волошин М. Коктебельские берега: Стихи, рисунки, акварели, статьи /
Сост. и авт. вступ. ст. и коммент. З.Д.Давыдов; Худож. В.М.Дозорец; Фот.
А.В.Левин, С.Л.Приймак. – Симферополь: Таврия, 1990. – 248 с.: ил., 16 л. Ил. –
(Дом Поэта).
2. Волошин М.А. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков» / Сост.,
вступ. ст. и прим. Г.Филиппова; Оформл., макет А.Гасникова. – Л.: Дет. Лит.,
1991. – 270 с., ил.
3. Купченко В. «В вечных поисках истоков …» / В.Купченко // Наука и
религия. – 1990. – №2. – С.29-30.