Смирнова Мария Петровна
преподаватель кафедры культурологии и
мировой художественной культуры
Чувашского
государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Чебоксары
(Россия)
«Означающие и означаемые гламурного образа»
В основе нашего
исследования лежит теория швейцарского лингвиста, основоположника семиотики
Фердинанда де Соссюра, представившего знак как двустороннюю сущность. Как
отмечает исследователь, материальный носитель называется означающим, а то, что
он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины
«форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются
также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».
Опираясь на
вышесказанное, мы попытались проанализировать некоторые знаки, необходимые для
создания гламурного образа. Обращение к данному современному явлению – явлению
гламура, активно популяризируемому посредством глянцевых журналов, телевидения,
интернета и рекламы, делает нашу работу
актуальной.
Явление гламура,
вторгшееся в Россию с Запада в начале 90-х годов, охватывает шоу-бизнес, богему,
состоятельную элиту общества. Свободной инернет-энциклопедией Википедией гламур
понимается как «собирательное обозначение роскошного стиля жизни, всего, что
обычно изображается на обложках дорогих модных журналов; близости к
общепринятым стандартам роскоши, шика, внешнего блеска».
Нам удалось
выявить следующие означающие гламурного образа: брендовые вещи и всевозможные
предметы роскоши, блеск, молодость и сексуальность. В работе мы попытались
выявить содержание этих знаков, понять смысл, вкладываемый в эти знаки.
Обязательными
свойствами бренда, как известно, являются узнаваемость, сверхвысокая цена,
престиж, отменное качество, стиль. Отсюда следует, что бренд – это своеобразный
показатель доходов и личного благосостояния человека, и следовательно,
показатель социального статуса его обладателя. Важно также отметить и то, что
брендовые товары, относящиеся к рынку роскоши, противостоят рынку товаров
массового спроса и выпускаются в
ограниченном количестве, что предполагает их дефицитность, труднодоступность,
редкость, а иногда и эксклюзив и экзотичность. Более того, бренд - это своего рода символ демонстративного
потребления.
Следующим
знаком гламурной образа является блеск, создающий некий магический и
магнетический эффект. Блеск служит для привлечения внимания и демонстрации
своей роскоши.
Нельзя
обойти стороной и журнальный блеск – глянец. Глянцевые издания символизируют
гламур не только потому, что первые журналы Glamour, Cosmopolitan, Vogue
значительно поспособствовали появлению и распространению этого культурного феномена,
но и благодаря выражающей гламур форме издания – сверкающей обложке со слегка
переливающимися листами. Но важнее все же содержание этих журналов – это блеск
в переносном значении, то есть великолепие, совершенство, идеал, мечта.
Молодость
и сексуальность как неотъемлемые качества гламурного образа предназначены для
удержания внимания и интереса к своей персоне, и представляют собой символ
эталонности и совершенства, создание недосягаемого, но манящего идеала для подражания.
Только гламурное, сексуальное, молодое, ухоженное, постоянно подвергающееся
разнообразным процедурам тело попадет на обложку глянцевого журнала, потому что
именно оно привлекает и соблазняет.
Итак,
и бренды, и блеск, и молодость, и сексуальность – это знаки гламурного образа,
демонстрирующие превосходство, социальный статус, обеспечивающие обожание и уважение
в обществе, служащие для привлечения внимания и выражающие вечный гедонизм с
постоянным потреблением и максимальным получением удовольствия от жизни, но они
всего лишь искусственная внешняя оболочка, создаваемая средствами массовой
информации иллюзия совершенства и недосягаемой идеальности.