Сагина Юния Владимировна,
кандидат искусствоведения, Заведующая литературной частью
Одесского академического театра музыкальной комедии им.
М.Водяного
«О возможностях культурологического
изучения духовного воздействия современного искусства»
Во все времена
и у всех народов существовали способы
дифференциации произведений всех видов искусств на хорошие и плохие, высокие и
низкие, приемлемые и не приемлемые,
достойные и недостойные. Ученые умы периодически предпринимали определить
формальные критерии для такого разделения, но последующие поколения их
отвергали и выдвигали свои. Так, например, Платон разделял полезные и
неполезные для общества произведения
искусства, имея в виду создание идеального государства, а теоретики классицизма
ХVII в. делили искусство на высокое и
низкое: первое предписывали для
торжественных выступлений и придворных празднеств, а второе для частного потребления
и народных увеселений.
Судьбу
произведений в конечном итоге всегда решал читатель (зритель), который не
всегда прислушивался к мнениям знатоков. Но если попытаться определить, что
стояло за эстетическими критериями разных
эпох и народов, то можно сказать, что
имелись в виду некие качества воздействия произведений искусства на публику.
Для каждого времени и места имелись свои духовные и нравственные ориентиры и
это обуславливало различие критериев и подходов к оценке произведений искусства.
Если для цельности и гражданского самосознания древнего грека по мнению Платона
мешала, в частности, излишняя чувствительность кифаретики, то во второй
половине XYIII в. у сентименталистов она
приветствовалась, как способ воспитания, утончения и облагораживания чувств,
которые могли достойно украсить не отягченное трудами высшее общество. В ХІХ в. искусство развивалось в стремлении
утвердить рациональное равновесие между эмоциональным и умственным развитием
человека.
ХХ век на
новом витке вернулся к первобытному приоритету подсознательного воздействия
произведений искусства, но при этом искусствоведы давали этому психоаналитическое,
экзистенциальное, семиотическое, структуралистское или постструктуралистское
толкование. В то же время советская эстетика по идеологическим мотивам
отставала и в своих приоритетах продолжала, опираться на эстетические и
духовные критерии ХІХ в. (
например, т.н. «сталинский ампир» в архитектуре, соцреализм в литературе и
других жанрах, взявший за эталон стремление к правдивому отражению жизни и
идейность писателей-разночинцев и художников передвижников).
Можно сказать, что в конце ХХ в начале ХХI в. западная европейская
культура на новом витке возвращается к критериям духовности искусства
средневековья. Принятая ныне минимализация моральных требований
в обществе и в искусстве поставила во главу угла взятое из восточной философии
понятие позитивности, что по сути
является именно духовным критерием, поскольку определяет положительное
воздействие произведения искусства на душу читателя (зрителя).
Предлагается попытка культурологического определения духовного воздействия современного
искусства. Если рассматривать произведение и его читателя (зрителя) как
систему, можно применить системно-синергетический подход. Этот подход позволяет
представить динамику развития
взаимоотношений конкретного произведения искусства и и целых видов искусства с читателем(зрителем).
Понятие позитивности здесь может быть заменено понятием «целостности», которое
с одной стороны является определяющим параметром системы любой системы, в том
числе, системы искусство-читатель (зритель) и ее подсистем.
Целостность
системы читатель(зритель) можно трактовать как гармоничное душевное состояние, что
в упрошенном варианте массового искусства и означает позитивность. Таким
образом можно говорить о том что качество целостности системы произведения
искусства определяет качество целостности системы читатель(зритель).
Не мене
интересно рассматривать воздействие произведения искусства с точки зрения
истории чувств или эмоциональных
проявлений принятых и отвергаемых в
данное время в данной культуре. Традиционное искусство всегда репрезентует принятые
в обществе эмоции и способы их проявления. Актуальное современное искусство
всегда предлагает иной взгляд на принятые в обществе эмоции или новые способы
их выражения.
Здесь
использование системно-синергетического подхода и современных исследований по
истории чувств позволяет с позиции культурологии говорить о духовной и
культурной ценности произведений искусства .
|