Дмитриева Лариса Валерьевна
доцент кафедры теории и
истории культуры, заместитель декана по учебной работе факультета философии
человека Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена, Санкт-Петербург (Россия)
Музей как
базовая площадка полевой практики студентов-культурологов
В системе
подготовки специалиста-культуролога на факультете философии человека
социокультурная практика 2 курса относится к ознакомительному виду учебных
практик, предусматривающему введение студентов в институциональную сферу
культуры, адаптацию культурологических знаний к решению практических задач по
обретению профессиональной компетентности. Специфика данной практики заключается
в том, что она является выездной (полевой) и призвана стимулировать интерес
студентов к осваиваемой профессии.
В основе
программы социокультурной практики лежит методика «средового погружения» в
культурный ландшафт региона с целью обретения конкретных знаний и технологий
изучения культурного наследия. С 2006 года организация и проведение данной
практики направлены на изучение особо охраняемых ландшафтов – памятников ЮНЕСКО
в России. На сегодняшний день базовыми площадками социокультурных практик являются
Государственный историко-культурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (с
2006 г.),
Соловецкий государственный историко-культурный и природный заповедник (с 2008 г.), Музей фресок
Дионисия (с 2009 г.).
Выбор баз практик, прежде всего, обусловлен тем, что в структуре упомянутых
музеев-заповедников функционируют образовательные центры, направленные на
взаимодействие с учащейся молодежью: Летние университеты в Кижах и на Соловках,
«Школа Дионисия» в Ферапонтово.
Инновацивационными
в содержании программы практики является ее индивидуально-личностная
ориентированность (задания и методические рекомендации сформулированы и
прописаны персонально для каждого студента), а также итоговая форма проектной
работы студентов. Деятельность студентов организуется таким образом, чтобы
разрабатываемые проекты находили
конкретное воплощение (принцип прагматического разворота), а сама молодежь во
время прохождения практики смогла прочувствовать и осознать собственную
сопричастность отечественному культурному наследию (принцип образования и
воспитания культурой).
Практика
предполагает вариативность образовательных маршрутов студентов, учитывающих их профессиональные
интересы и творческие ориентации. Так, в 2010 году проектная работа студентов
на практике предполагала выбор одного из предложенных направлений деятельности:
разработку экскурсий (Музей фресок Дионисия), создание образовательно-игрового
комплекса (музей-заповедник «Кижи»), проектирование туристических маршрутов
(музей-заповедник «Соловки»).
Разработка
комплекса экскурсий («Архитектура Ферапонтова монастыря», «История Ферапонтова
монастыря в лицах», «Мир крестьянских вещей», «Культура монастырской
повседневности», «Куракинская керамика», «Цыпина гора и ее окрестности»,
экологическая тропа «Гора Маура») была продиктована потребностями музея.
Студенты получили возможность попробовать свои силы в качестве экскурсоводов и
получить методические рекомендации от ведущих специалистов Музея фресок
Дионисия. Кроме того, студенты разработали и подготовили «хоровую» экскурсию по
фрескам собора Рождества Богородицы, имели уникальную возможность провести ее
непосредственно на данном объекте, включенном в перечень Всемирного наследия
ЮНЕСКО.
Цель комплекса настольных развивающих игр для детей
«Чижик-Пыжик и Кижи» – поэтапное, различного уровня сложности знакомство
детей с культурным и природным наследием Заонежья посредством использования
игровых технологий в образовательной деятельности. Комплекс состоит из трех
тематически связанных игр: 1) игра «Чижик-Пыжик едет в Кижи» способствует
закреплению навыков чтения по слогам и рассчитана на дошкольников и учащихся
младших классов; 2) игра «Чижик-Пыжик в Кижах» адресована учащимся средней
школы, в игровой форме знакомит их с уникальной заонежской природой и
культурой; 3) «Чижик-Пыжик знает Кижи» - игра-викторина на выявление «эрудита» в области заонежской культуры, ориентированная
на старших школьников. Комплекс игр охватывает как материальное, так и
нематериальное (фольклорное) наследие культуры Заонежья, значительное внимание
уделяется «персонологии» культуры.
Цель
мультимедийного справочного пособия «Золотые маршруты России: мультимедийное
справочное пособие для туриста» – актуализация и популяризация особо ценного
природного и культурного наследия России (объектов ЮНЕСКО) посредством
проектирования экоприродных и экокультурных туристических маршрутов. Задачи: 1)
разработка алгоритма комплексной характеристики туристических ресурсов
объектов; 2) создание конкурентоспособных туристических и экскурсионных
продуктов, а также рекомендаций по их апробации и внедрению; 3) стимулирование
интереса граждан (особенно молодежи) к отечественному наследию через
демонстрацию спектра возможностей использования его природно-культурного
потенциала в туристической и рекреационной деятельности; 5) формирование
справочного каталога, содержащего систематизированную информацию о
туристической инфраструктуре региона, где расположен тот или иной объект
наследия.
Данный
продукт адресован широкому кругу лиц, желающих самостоятельно, без
посредничества турфирм, познакомиться с особо ценными природными и культурными
ландшафтами России. Программа предлагает 23 (по количеству объектов ЮНЕСКО)
разработанных туристических маршрута, включающих маршрутные карты, информацию о
музеях-заповедниках, достопримечательных объектах осмотра, а также советы
туристу практического характера и список рекомендованной литературы и
интернет-источников. Справочное пособие не имеет отечественных аналогов.
Туристические маршруты проектировались с учетом недопущения негативных воздействий
на объекты наследия.