Стародубцева
Лидия Владимировна
доктор
философских наук, профессор, заведующая кафедрой медиа-коммуникаций Харьковского национального университета имени
В.Н. Каразина
«Медиа-культурология: вериги междисциплинарности»
Ответ на
пресловутый вопрос фундаментальной онтологии культуры – о «сущности» и
«существовании» культуры – как известно, зависит от академических догм и
университетских докс, от спектра конвенциональных дефиниций: культура как
ценность, культура как деятельность, культура как норма, культура как текст,
культура как игра, культура как память и т.д. В информационном обществе спектр
определений понятия «культура» невольно дополняется раскрытием еще одного
понятийного ракурса, связанного с рождением феномена медиакультуры, а границы
«онтологического поля» культурологии расширяются в соответствии с пониманием
культуры как медиума. Впрочем, культуре извечно присуще свойство медиальности,
она издревле служила «переходом», связующим звеном: первоначально – между
человеком и Богом, посю- и потусторонним мирами, впоследствии – между
персональным и имперсональным, историческим и современным, а также между
традиционным и инновационным, естественным и искусственным, органическим и
техногенным, et cetera.
Однако в начале XXI столетия, когда
понимание медиальной функции культуры окрашивается в новые смысловые оттенки и обретает
новые коннотации, связанные с дигитальной революцией, виртуализацией реальности
и гипермедиатизацией, появляется достаточно оснований поставить вопрос о
медиа-культурологии как новой модели фундаментальной онтологии культуры эпохи New Media.
Контаминация
двух полисемантичных понятий: «медиа» и «культурология» – вызвано отнюдь не
дерзким устремлением вопреки бритве Оккама умножать сущности без необходимости.
Это и не способ артикуляции очередного тематического раздела культурологии, и
не словесная эквилибристика, имеющая целью изобретение очередного квазинаучного
конструкта, но, скорее – попытка перебросить ментальные мосты между двумя
сферами гуманитарного знания: культурологией и медиологией. В отличие от
первой, «медиология» пока еще не имеет широкого академического признания и
обладает весьма неопределенным статусом в системе гуманитарных наук. Сам термин
«медиология» (в других вариантах перевода – «медиалогия»), предложенный Режи
Дебре, оказался не более чем многообещающей научной декларацией и до сих пор нередко
оспаривается в среде медиа-теоретиков, которые предпочитают ему более скромные
дефиниции «media studies»
или «medienwissenschaft». Возможно, одна из причин того, что
«медиология» пока еще не имеет университетских кафедр и не входит в реестры
квалификационных дисциплин – размытость самого понятия «медиа», которое со
времен Маклюэна донельзя распахнуло границы своего семантического поля, доныне остается
заманчиво неоднозначным и в самом широком смысле толкуется как «расширение»,
«опосредование».
Что же роднит
медиологию и культурологию? Обе эти дисциплины, возникшие в ХХ столетии, имеют
достаточно сложный и противоречивый предмет с гибкими, прозрачными, неизбывно ускользающими
границами. Когнитивные стратегии обеих дисциплин опираются на сходные принципы:
методологический плюрализм, кросскультурный подход, компаративность, междисциплинарность.
Рождение обеих дисциплин – ответ на зов времени с его поиском метанаучных, интегративных
теоретических моделей, противящихся традиционным таксономиям и
классификационным барьерам узко дифференцированного знания.
Объединяя
медиологию и культурологию в единый теоретический комплекс
«медиа-культурология», мы не сужаем эту сферу знаний, сводя ее к исследованиям
медиакультуры и систем массовой коммуникации (в таком случае
медиа-культурология являлась бы всего-навсего еще одним теоретическим подходом
к изучению культуры, наряду с аксиологией культуры, герменевтикой культуры,
морфологией культуры, семиотикой культуры и т.д.), а, напротив, распахиваем
границы обеих дисциплин навстречу друг другу, исходя из той концептуальной парадигмы,
которую условно можно выразить в формуле «культура как медиум».
Давно замечено:
науку определяет не столько ее предмет, сколько ее метод. Медиа-культурология
(так же, как и ее прародители: медиология и культурология) – сфера
принципиально междисциплинарная, и потому ее методологический инструментарий
представляет собой нечто вроде «вавилонской башни многоязычия», смешение
различных теоретических моделей, установок, подходов и принципов. Иными
словами, медиа-культурология предполагает использование так называемых «мягких»
(soft) и «ситуативных» (ad
hoc) методологий, свободную миграцию методов между различными гуманитарными науками:
философией, историей, социологией, психологией и т.д.
В каком-то
смысле, метод медиа-культурологии состоит именно в отсутствии метода, в
осознанном отказе от любого «методологического принуждения» и
«методологического монизма». Это синтетический способ познания, который не
ограничен нормативными рамками той или иной гуманитарной дисциплины и вольно
движется между ними. При этом
междисциплинарность не только дарует иллюзию свободы, но и представляет собой
род теоретической аскезы – служит тяжелыми цепями, оковами и веригами. Их
ношение добровольно: оно предполагает, с одной стороны, очерчивание
концептуального пространства исследований культуры, которая была и остается по
сути «медиальной», с другой – разметку контуров понимания медиа как
культурного жеста бесконечной трансгрессии, «расширения» и «опосредования»,
смещения пределов понимания культуры, которая «живет в топосе вечно движущихся
границ».