Народное
искусство мордвы долгое время рассматривалось исследователями лишь в контексте
изучения эстетической и материальной культуры XIX- начала XX вв. Отчего многие виды его изводились
до роли бытовых и обрядовых предметов, необходимых в жизни и быту народа.
Естественно, предметы народного искусства пользовались широким спросом у
мордвы, поэтому прошлые формы его существования (домашнее производство,
домашняя работа на себя, культурные промыслы) обусловили в свое время
эстетическую природу художественной деятельности в целом. В отличии от других
видов творчества, они всегда были в употреблении: в быту, на праздники, в
обрядовом действии. Но функционировали они не только как «элемент» быта и
результат творческой деятельности (произведение народного искусства), но и как
объекта выражения образного мира, «элемент» сознания, связанный с этническими
переживаниями и эстетическими представлениями о красоте, добре и зле, гармонии
в природе и быту, - верованиями, обычаями и обрядами народа.
Народные
мастера и умельцы отображали в творчестве свою человеческую меру совершенства и
красоты, мир представлений о зримой Вселенной, о природе и жизни. Кроме того, подобное использовалось не только в
повседневной практике, оно являлось мерилом трудолюбия и художественного вкуса.
Поэтому не случайно на протяжении веков
особое место у мордвы занимало изготовление одежды, украшение её вышивкой,
составление украшений костюма из металла, монет, бус, раковин-каури, пуговиц и
бисера, ткачество, изготовление предметов домашнего обихода и хозяйственной
утвари из дерева, глины.
Самобытные
традиции прикладного искусства мордвы, многовековой эстетический опыт народа
наиболее ярко и выразительно отразился в вышивке. В прошлом вышивка выполняла
свою определенную эмоциональную нагрузку; она была выражением положительных
эмоций, оптимистического настроя в жизни и быту мордовского народа. С ней
ассоциировались положительные символы, связанные с такими понятиями, как
«оберег», «жизнь», «добро», «радость». Орнамент вышивки выполнял не только
декоративную, но и смысловую нагрузку, которые передавались через своеобразную
знаковую систему, содержавшую символический смысл изображаемого.
Никто не учил
мордовских вышивальщиц композиционным правилам художественным приемам. Они сами
создавали систему декора. В соответствии с религиозным мировоззрением народным
опытом поклонялись тому или иному цвету и орнаментальным мотивам. Красный цвет,
который преобладал в вышивке, всегда символизировал жизненные силы. Природа
представала в зооморфной и растительной орнаментации. И что особенно
примечательно, образы эти не сочинялись, они запоминались, переживались, оттачивались
во времени. Каждый образ «отливался» в образ-тип, отчего сохранялись
схематизированные изображения людей, животных, растений. В этих образах
сохранились тотемистические воззрения древних – создателей этих изображений.
Картины природы и человеческая жизнь в народном искусстве как бы вторят друг
другу, и образный лейтмотив природы имеет всегда смысловое звучание. Так, мотив
«Мирового дерева» (или «Древа жизни») известен в орнаменте почти всех народов.
У мордовского народа наряду с реалистическими изображениями присутствуют и
геометризованные мотивы деревьев.
Многие
исследователи считают, что съемные украшения, вышивка одежды, аппликация и
узорное тканье, кроме эстетической, выполняли защитную продуцирующую функции. В
подобной магической защите особенно нуждались взрослые девушки и женщины
детородного возраста, которые были продолжательницами рода, хранительницами
домашнего очага, с благополучием которых связывались также идея урожайности
ролей и приплода скота. Недаром многие узоры вышивки женских рубах напоминали
зубчатые контуры крыш домов или квадраты засеянных полей. Иногда в рисунке
вышивки встречалось схематичное изображение женщины в ладье, которую отождествляют
с богиней воды - Ведь авой –
покровительницей деторождения.
Процесс
очеловечивания Природы у мордвы закреплялся
в тех или иных образах по принципу уподобления человеческому миру. В
процессе художественной практики складывались формы абстрактного мышления,
обеспечивающее самостоятельное развитие системы эстетических представлений. Современное
бытование национальной одежды определило дальнейшее развитие ткачества,
вышивки, которая является необходимым эстетическим элементом украшения костюма.
Продолжает сохраняться бытовая необходимость в создании художественно
оформленных предметов хозяйственной утвари.
Природа
повлияла и на зодчество. Природная среда подсказывала зрительные границы
селения, планировочный и композиционный приемы, место размещения общественного
центра, высоту и взаиморасположение построек, не позволяла нарушать гармонию. Поэтому
жесткость и прямолинейность современных форм жилых и общественных зданий с
излишней геометричностью заставили владельцев индивидуальных построек сегодня
отказаться от таких стереотипов гражданского строительства, вспомнить принцип
удобства и рационального использования. До сих пор в сельской местности большое
внимание уделяют бытовой резьбе, архитектурным украшениям. Как и ранее,
архитектурный декор зрительно выявляет особенности жилой постройки, обязательным
считается выделение декора за счет убранства, в котором преобладает техника и
орнаментальные мотивы традиционной резьбы, приверженность владельца постройки к
тем или иным традициям народных эстетических представлений о красоте и гармонии.
Самобытные
формы бытовой и хозяйственной утвари, орнамент вышивки, узоры резьбы по дереву
вместе с цветовым и линейным ритмом, цветовой гаммой и всем композиционным
строем явились средством передачи настроения и отношения к действительности,
окружающему пространству, выражением эстетической природы, народного искусства
мордовского народа. Именно эти выразительные средства придают изделию
характерные черты, свойственные как мордовской вышивке, так и
мордовской резьбе по дереву.
Работа
выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Мордовская мифология:
генезис и трансформация» № 09-01-23106 а/В