"Роль и место иностранного
языка в формировании профессиональной компетенции"
Комина Наталья Анатольевна,
доктор филологических наук, заведующая кафедрой иностранных языков Тверского
государственного университета.
Тверской государственный факультет Тверь (Россия)
Направление
II: Гуманитарное образование
Секция 3: Подготовка квалифицированных кадров к системе гуманитарного
образования
В подготовке специалиста нового типа (ФГОС-3)
большое значение придается не только развитию творческих способностей в области
профессиональной квалификации, но и навыкам и умениям в области международной
научно- технической коммуникации. Формирование социоречевой и межкультурной
компетенции специалиста является
важнейшим компонентом ФГОС -3 и компетентностной модели
образования.
В программном обеспечении дисциплины «Иностранный язык»
блока ГСЭ коммуникативная компетенция
рассматривается как объект обучения и как условие выработки навыков
общения в профессионально-значимых ситуациях. ФГОС-3 выдвигает требование, состоящее
в том, что за сравнительно короткий срок необходимо развить такой уровень
коммуникативной компетенции, который позволил бы свободно или в ограниченных
пределах пользоваться иностранным языком
(ИЯ) в информационной, научной и производственной деятельности.
Условием для решения
этой сложной задачи является сбалансированная система комплексного развития
коммуникативной компетенции,неотъемлемой частью которой является не только
лингвистическая компетенция, но и социокультурная, предполагающая обучение студентов нормам адекватного коммуникативного поведения
в рамках национальной культуры изучаемого языка.
Комплексное развитие
коммуникативной компетенции предполагает: наличие в программном обеспечении
междисциплинарных связей со смежными дисциплинами в пределах блоков ГСЭ , ОПД и СД; рациональное
сочетание и последовательность изучения этих дисциплин, отраженное в
рекомендуемом учебном плане, эффективное использование элективных курсов. Это
позволит преодолеть трудности, возникающие вследствие ограниченности во времени
курса иностранного языка.
|