«Педагогические
мастерские в системе высшей школы»
Шарыпин Андрей Викторович, доцент кафедры этики,
эстетики
Национального педагогического университета имени
М.П.Драгоманова, Киев
Направление II: Гуманитарное
образование
Секция 3: Подготовка квалифицированных кадров в
системе гуманитарного образования
Современная
информационная культура, немыслимая вне аксиологического и семантического
плюрализма, вне виртуализации жизненного пространства и возможности контроля
над ним, создает новую онтологическую реальность, вовлекающую человека в
непрерывный обмен информацией, в ходе ее персонализации неизбежно приводящий к дискомфорту
от собственной избыточности. Перед системой высшей школы, вынужденной постоянно
адаптироваться в сфере образовательных услуг к инновационным и технологическим
прорывам, встает с особой остротой проблема педагогической компетенции. Решение
вопроса предполагает организацию на базе высших школ метауровня образования, несводимого
к квалификации научно-дисциплинарной, а сконцентрированном в возможности создания
педагогических мастерских, направленных на будущую трансформацию академической группы
в специалистов по системам ориентаций в информационном многообразии
современного общества.
1.
Педагогическая позиция включает в себя
ряд относительно взаимозависимых установок сознания преподавателя, оформляющих
его представления об учебном процессе, студенте, самом себе как о профессионале.
Но в статичности педагогической позиции, сопутствующей профессиональной самореализации,
как правило, утрачиваются личностные установки, как преподавателя, так и
студента. Уже сформированная или только зарождающаяся связь системы личностных
смыслов вынуждена видоизменяться и подстраиваться к динамической среде
требований академической адаптации: ответственность, исполнительность,
эффективность в делах, твердость воли. В неопределенности личностной установки
неизбежно растворяются смыслообразующие мотивы образовательного процесса, и как
следствие – неидентифицируемость личностного выбора в мозаике социогуманитарных
позиций, ценностная дезориентация в реальном времени.
2.
Единства понимания и интерпретаций схем
действия можно достигнуть в некотором совместном стремлении, в чередовании
бессознательной деятельности и ее последующего осознания, в ощущении момента
внутренней подготовки в условиях ожидания осуществления сложных, длительных,
непривычных или трудных действий. То есть, в обучении намерению, когда выбор
мотивов обучения уже опосредован появлением в исходной точке некоторой
конфигурации намерения. Путь к обучению намерению, а значит и воспитанию
свободно и критически мыслящей личности, открыла технологии ATELIE (педагогических
мастерских), разработанной в 20-х годах «Французской группой нового
образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle, GFEN),
у истоков которой стояли П.Ланжевен, А.Валлон, Ж.Пиаже. Аккумулируя идеи
свободного воспитания (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), педагогические
мастерские в системе высшей школы открывают перспективу творческой и
интеллектуальной самоидентификации академических групп на образовательном
пространстве информационно-коммуникационных технологий.
1.
Кастельс М. Информационная эпоха:
экономика, общество и культура. М., 2000. – 606 с.
2.
Экология в мастерских: Методическое
пособие. - СПб.: "Паритет", 2004. - 224 с.
3.
Французская группа нового образования /
http://lelien.org/spip.php?article6&lang=ru
|