«Переосмысление отношений теологии и философии по М. Хайдеггеру»
Рождественская Ирина Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Направление I: «Гуманитарная наука»
Секция 2: «Границы и предметное поле социогуманитарного знания»
В лекции, прочитанной в Тюбингене в 1927 году и получившей название «Феноменология и теология», Хайдеггер утверждает: теология есть позитивная наука, и в этом качестве она полностью отличается от философии. Теология, полагает Хайдеггер, занимается наличным бытием, сущим, её сфера – сфера онтического, онтологическое же принадлежит философии, и только ей. Цель доклада - рассмотреть особенности взаимоотношения философии и теологии, исходя из фундаментальной онтологии Хайдеггера.
Определение науки по Хайдеггеру звучит следующим образом: «наука – обосновывающее раскрытие всегда замкнутой в себе сферы сущего, или бытия, ради самой раскрытости». Фрайбургский философ выделяет науки о сущем, или онтическом, или же позитивные науки, занимающиеся наличным, и науки о бытии, точнее, одну, - онтологическую науку, философию, в самом принципе которой лежит иная установка: от сущего к бытию. Сущее, исследуемое позитивными науками, уже всегда в какой-то мере раскрыто, предъявлено, и позитивные науки различаются между собой лишь подходами к обнаружению и раскрытию сущего, и насколько они схожи по сути между собой, настолько они отличны от философии. Хайдеггер пишет: «теология в качестве позитивной науки в своей основе стоит ближе к химии и математике, чем к философии», проясняя тот факт, что отношения между философией и теологией неправильно сводить к борьбе веры и разума, к противоречию мировоззрений. Теология как позитивная наука есть наука о христианской жизни, наука о вере. Философ даёт следующее определение веры: «вера есть способ существования человеческого здесь-бытия, которое, согласно его собственному свидетельству, сущностно связанному с этим способом существования, не исходит из здесь-бытия, не охватывается временем в нём, но проистекает из того, что открывается в этом способе существования – из содержания веры». Сущее, открываемое в вере, есть, прежде всего, историческое событие – распятие и воскрешение. Для Хайдеггера откровение есть не просто передача знания, но оно делает прислушивающихся участниками события, при этом «это «соучастие», протекающее только в существовании, даётся всегда верой и только как вера». Философ полагает, что вера, будучи усвоением откровения, сама становится христианским свершением, т.е. тем видом существования, который определяет фактическое здесь-бытие в его христианстве (Christlichkeit) в качестве специфической историчности. «Верить, - пишет Хайдеггер, - значит в верующем понимании существовать в откровенной, благодаря распятому, т.е. событийной истории».
Итак, если теология есть наука о вере, и как наука целиком исторична, в каком контексте можно говорить об отношениях теологии и философии? Ответ на этот вопрос Хайдеггером в общих чертах даётся в 3-м параграфе «Бытия и времени», который носит название «Онтологическое преимущество вопроса о бытии», и даёт ключ к последующей интерпретации: бытийный вопрос нацелен на априорное условие возможности наук, исследующих сущее как таким-то образом сущее и движущихся при этом всегда уже внутри определённой бытийной понятности. Тем не менее, Хайдеггер уточняет: «не вера, а наука о вере как наука позитивная нуждается в философии», при этом не в обосновании своего Christlichkeit, а именно в научности. Речь идёт о том, что философия, как наука о бытии, представляет определённый фундамент того, что существует до определения верой. «Всякое сущее раскрывается только благодаря предварительному, хотя и не познанному, допонятийному пониманию того, что есть это затрагиваемое сущее и каково оно есть», - утверждает Хайдеггер. Предлагаемое философом далее очень схоже с демонстрацией обратной механики прыжка веры по Кьеркегору: вера есть воз-рождение, утверждает Хайдеггер, и христианское свершение как воз-рождение включает в себя устранение до-верующего, т.е. неверующего существования здесь-бытия. Речь идёт не об уничтожении, но о включении и экзистенциальном преображении, не о преодолении до-христианского здесь-бытия, но о включении его в верующее существование, расположение его в новой связи. Например, вина не есть просто теологическое понятие, но, как он демонстрирует в §58 «Бытия и времени», есть изначальное онтологическое определение существования здесь-бытия, и в это время только вера даёт первые указания по христианской её интерпретации. По мнению Хайдеггера, речь не идёт о том, что философия может заменить теологию, но лишь о том, что онтология служит только коррективом онтического, т.е. дохристианского содержания основных теологических понятий. «Формальное указание на онтологическое понятие выполняет, таким образом, функцию не связывания, а напротив - освобождения и направления на специфическое, то есть соответствующее вере раскрытие истока теологических понятий», - пишет философ. Охарактеризованная функция онтологии для него есть не управление, а «ис-правление», коррекция.
Таким образом, возможность отношения философии и теологии Хайдеггер предлагает осмыслить исходя не из традиционного понимания противопоставления веры и знания, но, обращая внимание на значимость опыта существования до веры, на его изначальность и фундаментальность, предлагает рассматривать его как необходимо предшествующий, и потому с необходимостью учитывающийся как таковой. В этом контексте вера является, условно говоря, приобретённой, она не заложена в самом человеке изначально, и обосновывает сама себя. Философ подчёркивает историчность события распятия и воскрешения, сохраняя, тем не менее, экзистенциальную значимость события для верующего, подчёркивая его как воз-рождение, обращая внимание на то, что оно является со-бытием для верующего. Вера не является тем, что принимает каждый, поскольку речь идёт о принятии определённого исторического события и его экзистенциальных следствий. Вера всегда понимает себя путём веры. Не смотря на такую позицию в отношении теологии, некоторые идеи Хайдеггера, относящиеся как к фундаментальной онтологии, так и к христианской теологии, были восприняты протестантскими (Р. Бультман) и католическими теологами (М. Мюллер, Б. Вельте, Г. Зиверт, К. Ранер, И. Лотце).
|