aспирантка гуманитарного ф-та ОНПУ, заместитель
директора Музея современного искусства Одессы.
«Формирование
коммуникационных связей в экспозиционной деятельности».
Новая экономическая
ситуация в Украине, которая возникла в конце 80-х годов, создала возможности
для появления других форм обращения художественных ценностей. В советскую эпоху
экспонирование произведений изобразительного искусства осуществлялось на
выставках в музеях. Любая выставочная деятельность контролировалась
специальными советами при Союзе художников. Большинство художников подчинялись
требованиям, сформулированным в идеологической концепции «соцреализма».
Некоторые художники пытались приспособиться к существовавшим условиям и писали
произведения социально и художественно нейтральные, не вызывающие ни восторгов,
ни возражений. Союз художников устраивал различные выставки: периодические отчетные, постоянные тематические,
республиканские, всесоюзные и другие. Участвовать в таких выставках могли лишь
члены Союза художников, прошедшие не только профессиональный, но и
идеологический отбор. Для любого художника участие в выставке является важной
ступенью в творческом развитии, показателем его позиции в искусстве, очередной
ступенью к последующим произведениям и замыслам. Художнику важно участвовать в
создании экспозиции, почувствовать и понять свое место среди других мастеров,
осознать себя в современном искусстве, работать с искусствоведами и критиками,
видеть свое имя на плакате и статью в каталоге. Показать публично свое
творчество, оказаться в культурном движении созданных им художественных
произведений. Современный художник испытывает стремление к частой демонстрации своих
произведений, сверяя реакции зрителя, его вопросы и высказывания, а также
отзывы критики со своими проектами и идеями. Ему важно видеть воплощение своих
творческих идей в художественном материале, ощущать то общественное
впечатление, которое вызывается его творчеством. Между тем оценка среднего
зрителя чаще всего не совпадает с оценкой коллег и знатоков, но она очень важна
для автора как залог его общественного успеха. Художник стремиться
демонстрировать произведения для субъективного ощущения своей своевременности
(современности). Особая природа психологического мира художника ставит его в
уникальное положение в обществе. Он находится в состоянии постоянного
творческого напряжения, создавая в своем воображении и воплощая в творчестве
вероятностную картину мира и человека в нем. Благодаря особой чуткости, он
острее многих ощущает проблемы и противоречия эпохи, которые выражает в своих
произведениях, творит новые миры, существующие только в его воображении.
Художник, в силу особенностей своего труда, нуждается в постоянной
психологической и материальной поддержке со стороны окружающих. Выставку
произведений художника можно сопроводить выступлением поэтов, которые охотно
читают свои стихи, рассказать о его творческой манере, отметить оригинальность,
обратиться к перечислению и не пространному анализу тех произведений, которые
представлены на вернисаже. Такой синтез различных видов искусства, создает
благоприятную обстановку, к которой всегда стремятся любители искусства. В
атмосфере современного искусства, наполненного концептуальными проектами и действами
разного рода, всегда можно придумать вариант активного вовлечения зрителя в
силовое поле выставки. Нужно провести зрителя по всей экспозиции и постараться
точно и доходчиво рассказать о достоинствах произведений, о художниках, их
создавших. Выставки, умело написанные статьи, видеоанализ и многое другое из
области масс-медиа создают престижный имидж творениям художника, на которые
появляется устойчивый спрос. Важным
этапом для художника является выставка в Музее современного искусства, так как
этот музей имеет определенный рейтинг на рынке произведений.