Медникова Галина Сергеевна
доктор филос. наук, проф. каф. культурологии Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова
Феномен
креативности как выражение
парадигмальных культурных трансформаций
Понятие
креативность сегодня наиболее употребляемое в гуманитарных науках, поэтому существует
необходимость концептуального осмысления данного феномена. Creato – в переводе с латинского созидание. Но это понятие не тождественно понятию
творчества и часто даже не совместимо с ним. Креативность – это как бы «приземленное
творчество», нацеленное не на создание
чего-то принципиально нового, а на нахождение эффективных, простых и быстрых
решений для каких-либо житейских и деловых проблем, работа с шаблонами творчества, подражание ему.
Креативность понятие неклассического
дискурса философствования, которое сформировалось в новых условиях бытия
техногенно-компьютерной цивилизации, для которой характерен динамичный образ,
стиль жизни. Такие характеристики
современного общества как неопределенность, изменчивость ситуаций, случайные
взаимодействия, хрупкие, недостоверные идентичности; подвижные ценности
становятся источником креатива. Единое информационно- интеллектуальное
поле и массовые коммуникации являются
естественной средой креативности.
Философия постмодерна задала новый дискурс
осмыслению проблем бытия через ракурс повседневности, влияния информатизации и
процессов визуализации на все сферы общества,
мировосприятие, тип мышления человека.
Для того чтобы понять суть креативности
рассмотрим процесс её формирования в
контексте второй половины ХХ века.
а) информация,
которая сегодня каждый год удваивается,
актуализировала потребность не в создании нового знания, а умение
находить и эффективно интегрировать эту информацию в свой профессиональный и повседневно-личностный
опыт. Важна креативно (необычно,
адаптивно) оформленная информация, то есть поданная с учетом психологии,
потребностей, запросов людей, которым она предназначается. В современном потребительском обществе гораздо
важнее не факт приобретения престижной вещи, а то, какой имидж сформирован
результатом её обладания. Часто платят
за общественный статус, за информацию, которую будет сообщать окружающим факт такого владения. А это и есть креативная
составляющая престижной вещи, за которую
платят деньги.
б).
Во второй половине ХХ века творчество
уходит из сферы «высокого» в повседневную жизнь. Начиная с Возрождения
понятие «творчество» было отделено от прагматической деятельности, стало
связываться только с искусством,
созданием художественных и культурных образцов.
Ситуация кардинально изменилась в
60-ые годы ХХ века, когда общество вступило в постиндустриальную фазу развития.
В обществе потребления возникла необходимость быстро
реагировать на нужды рынка, создавать и рекламировать принципиально новые
продукты (например, кока-кола), осваивать новые реалии, области. Если в индустриальную эпоху для осуществления
производственной, коммерческой или любой другой деятельности творчество было
необходимо в относительно небольших количествах, то теперь сама
деятельность выходит на более сложный
социальный и технологический уровень, в которой соотношение креативных и
репродуктивных моментов смещается в сторону первых. Как это не парадоксально
звучит, творчество стало пониматься
как «высокое», «среднее», «низкое».
Новый симбиоз технологии, рациональной
репродуктивной деятельности и
творчества сформировал потребность в массовой, средней креативности, то есть
творчества «среднего уровня».
Этому способствовало и возникновение новых видов деятельности через сращивание производственной,
предпринимательской, художественной составляющей, таких как мода, книгоиздание,
создание медийных продуктов, туризм, вовлекающий в массовое потребление
огромное количество исторических и культурных
ценностей, природные достопримечательности, сувениры, ремесла,
концертную деятельность. Целостность конструкции этих новых областей супериндустрии задается и удерживается благодаря
высокой доле креативности, огромному по сравнению с предыдущим периодом,
вкладу творческих людей.
в). Понятие
креативность, в отличие от творчества, для которого необходимыми условиями
является созерцательно-философский склад характера, мышления, классическое
образование, склонность к упорному, каждодневному труду, характеризует
нестандартные подходы в организации повседневной
деятельности, жизни, общения.
Креативность
часто связана с менеджерской работой, предполагает такие качества, как находчивость, смекалка, изобретательность,
способность найти нестандартное, быстрое
и эффективное решение любой
проблематичной задачи, мобильность, решительность, изобретение многочисленных и изощренных схем, нацеленных
на достижение личной выгоды; придумывание и развитие самых разнообразных
проектов, способных стать основой
доходной деятельности, будь то нетрадиционные виды торговли, создание игр для компьютера, мобильных телефонов,
музыкальных заставок, рекламы на чашках, майках, авторучках.
Творчество связано с желанием основательно
разобраться в проблеме, в окружающих вещах, явлениях, самом себе, постичь нечто подлинное и глубокое о мире и о
себе, чтобы наполнить жизнь смыслом. Это деятельность созерцательная, не
нацеленная в отличие от креативности, на получение сиюминутного
результата, выгоды, пользы, личностного успеха.
Процесс протекания и того и другого
характеризуется нестандартным («латеральным» – Эдвард де Боно) мышлением, которое основывается на разрыве стереотипов и формировании
новых образов, нетривиальных решений.
г). Визуализация
повседневной жизни, информации, культуры также способствовала возникновению
феномена креативности. Когда речь
идет о визуализации мышления, это не просто использование первичных зрительных
образов в качестве материала мышления, а изменение самого его типа: с логического,
линейного на ризоматическое. Визуальное – это образно-ассоциативное мышление,
которое отличается от
метафорического мышления
логически-вербального типа тем, что вместо десяти-одиннадцати ассоциаций может
сгенерировать десять тысяч связей-ассоциаций (именно такое количество нейронов,
по утверждению психологов, может обнять своими отростками один центральный
образ-нейрон). Таким образом, визуализация кардинальным образом меняет подход к
классификации информации, которая ранее выстраивалась на принципах логического
мышления, и благодаря случайным, разнонаправленным, непредсказуемым
ассоциациям, эффективнее использует весь потенциал мозга.
Ризоматическое
мышление, в котором однонаправленности развития
логики противопоставляется образ, дает возможность сформировать объемный фокус видения предмета, объекта и описать
одновременно настоящие, прошлые, будущие результаты любого процесса.
Переключаясь с логического (линейного) мышления на образно-ассоциативное
(ризоматическое), мы выстраиваем новые связи, комбинируя образы, которые были
невыносимо далеки друг от друга. В результате рождаются новые идеи, а
существующие понятия приобретают новый смысл.