Доклад посвящен анализу реакции зрителей
на телепрограмму «Модный приговор», транслирующуюся по Первому Каналу
российского телевидения. Тема моды является актуальной и значимой для
современной культурологии, поскольку изучение повседневности сейчас занимает
заметную позицию в научном гуманитарном знании.
На передачу «Модный приговор» героя
(чаще всего – женщину) приводит близкий человек, недовольный его обликом.
Ведущие передачи беседуют с ними и их друзьями, а затем дают советы героине в
выборе одежды. Она представляет три комплекта одежды, выбранные самой, проходя
по подиуму. Затем героиню переодевают стилисты, и она показывает следующие три
комплекта. В завершение передачи зрители в студии голосуют за комплекты героини
или стилистов, а выбранный вариант является подарком героине от программы. У
телепередачи есть украинский аналог: «Модний вирок» с другими ведущими
(телеканал Интер+).
Цель исследования: определить, как по
отношению к героиням «Модного приговора» себя определяют зрители. Предметом
исследования выступает дискурс о моде, структура моды и способы её производства.
Объектом исследования являются сообщения августа 2010 г., оставленные на форуме
Первого канала в разделе «Модный приговор». Интернет-форум помогает услышать
голоса зрителей без искажений от социологических опросов или глубоких интервью.
Свобода слова и полная анонимность – это обеспечивает наибольшую достоверность
материала.
Задать контуры методологии данного
исследования продуктивно от более теоретических установок к точечным шагам
анализа конкретного артефакта. Телепередачу, представляющую «обыкновенных
людей», можно рассматривать через призму теории Ги Дебора, как спектакль,
служащий для разобщения общества. Для плодотворного анализа необходимо владеть
некоторыми ключевыми понятиями, раскрытыми Ги Дебором: спектакль, товар,
потребитель, звезда. [1]
-
каким
образом отражается на их реальной жизни телешоу?
-
хотят
ли они преобразиться сами или придти на передачу?
Исследование поможет выявить ключевые
характеристики репрезентации образа женщины в современной телевизионной
культуре, а также обозначить связь между зрителями и героями передачи, между
«реальной модой» и «телевизионной».
Список литературы:
1.
Используется
электронный ресурс: < http://www.avtonom.org/old/lib/theory/debord/society_of_spectacle.html?q=lib/theory/debord/society_of_spectacle.html>.
2.
Hall S.
Encoding/decoding. // The cultural studies reader. Ed. by During S. London and
NY: Routledge, 1999.
3.
Остин Дж. Слово как
действие // Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги,
1999.
4.
Барт Р. Система моды.
Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
5.
Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и
модного поведения. М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.