Василькова Валерия
Валентиновна
профессор
факультета социологии Санкт-Петербургского
государственного университета (г.Санкт-Петербург, Россия)
«Аксиоматическая динамика в изучении
культуры: постнеклассический поворот»
Теория
культуры (как в западноевропейской, так и в постсоветской культурологической
традициях) отличается полипарадигмальностью и междисциплинарностью. Эта
когнитивная неоднородность хотя и создает определенные сложности в образовании
и особую дискуссионную напряженность в научном сообществе, тем не менее,
отражает специфику любого социогуманитарного знания, наиболее бурно
развивающегося во второй половине 20 века.
Чтобы понять теоретическую и
методологическую многослойность исследовательского ландшафта изучения культуры,
необходимо, на наш взгляд, понять логику эволюции исследовательских парадигм в
более общем контексте смены основных типов рациональности.
Основные типы рациональности
(классический, неклассический и постнеклассический) различаются уровнем
изучаемых системных объектов, способами объяснения, доказательности и
построения знания, а также уровнем философско-методологической рефлексии.
Изменение познавательной диспозиции связано с изменением в понимании
(конструировании) объекта исследования – культуры. Каждому типу рациональности
соответствует своя аксиоматика в изучении культуры – набор паттернов, образцов
трактовки культуры и методов ее анализа.
Классический тип рациональности,
доминирующий с конца 19 до середины 20 века, основан на противопоставлении
познающего субъекта и познаваемого объекта и поиске неизменных объективных
законов развития культурных систем различного уровня. Он представлен в таких
подходах как эволюционизм, функционализм, системный подход, цивилизационный
подход, социологический подход, структурализм и т.п.
Аксиоматика в изучении культуры
концентрируется вокруг изучения законов развития объективно сложившихся
культурных систем, институтов и процессов – выявлении этих закономерностей с
явным или неявным намерением влиять на такие системы, институты и процессы в
рамках так называемой культурной политики.
Неклассический тип рациональности, сложившийся
в социогуманитарном знании в середине 20 века, не в последнюю очередь под
влиянием герменевтики и постпозитивизма, основан на субъект-субъектной
познавательной диспозиции. Он учитывает связь между знаниями об объекте и
характером средств и операций деятельности, в которой обнаруживается и
познается объект.
В аксиоматику изучения культуры была
включена «ценность Другого», духовно-антропологическая составляющая,
заставившие перенести акцент на исследование творчества, культурных ценностей,
субъективного наполнения и производства культурных значений. Неклассический тип
рациональности наиболее полно представлен в таких подходах как деятельностный,
семиотический, феноменологический, аксиологический, герменевтический и т.п.
Постнеклассический тип
рациональности, сформировавшийся в последней четверти 20 века под влиянием постмодернизма,
эволюционной эпистемологии, наиболее
полно представлен в синергетическом подходе к изучению физических и духовных
объектов. Этот тип рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний не
только со средствами познавательной деятельности, но и с ценностно-целевыми
структурами. Позиция исследователя встроена в исследуемый объект (принцип
включенного наблюдателя). Познание рассматривается как конструирование бытия
сознанием, наука предстает не просто как система теоретических положений, а как
интерпретативная практика, укорененная в объективном мире (принципы
самореферентности и аутопоэзиса). Познание осуществляется как коммуникативный
процесс, осуществляемый в ходе активного воздействия на сам объект познания
(принцип коэволюции). Возникающее в ходе этой коммуникации и интерпретации
смыслообразование, в свою очередь, воздействует на окружающий мир (объект
исследования), меняя его. Таким образом, рост знания рассматривается не как
накопление «теоретический копий» действительности, но как постоянный процесс
структурирования информации, получаемой в результате взаимодействия организма
со средой (принцип структурного сопряжения).
Постнеклассический поворот в познании трансформирует
аксиоматику изучения культуры. Главным акцентом становится изучение культурных
смыслов, которые конструируются в социальной коммуникации и меняют «судьбу»
социальных систем, институтов и процессов. Культурные смыслы невидимы и порой
сложно идентифицируемы, но именно они предстают не только способом
самоописания, но и способом самопорождения общества. Целью изучения культуры
становится обнаружение и выявление генезиса таких культурных смыслов,
выполняющих функцию социальных «эйдосов».
С точки зрения постнеклассического подхода культурные
смыслы не первичны (как в субъективистской традиции), и не вторичны (как в
объективистской традиции). Они синхронизируют природу окружающей среды и
субъективную природу конструирования культурных процессов, выявляя неявное,
устанавливая «параметры порядка» в хаосе культурных взаимодействий.
Среди известных современных теорий культуры наиболее близки
к такой позиции идеи Дж. Александера, понимающего культуру «не как вещь, а как
измерение».
В заключении важно отметить, что формирование
постнеклассического типа рациональности не отрицает использование классической
и неклассической версий рациональности (и соответствующих им подходов), но
включает их как частные случаи.