Головна
Реєстрація
Вхід
Вівторок
25.07.2017
20:46
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 14 » Отражение барочной картины мира в произведениях искусства (опыт культурологического анализа на материале архитектуры)
    22:30
    Отражение барочной картины мира в произведениях искусства (опыт культурологического анализа на материале архитектуры)

    Горобець Ирина Владимирова

    старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Донецкого областного института последипломного педагогического образования, Донецк (Украина).


    Отражение барочной картины мира в произведениях искусства (опыт культурологического анализа на материале архитектуры)


    В современном образовательном пространстве особую актуальность приобретают вопросы, связанные с культурологическим подходом не только в  изучении отдельных дисциплин, их циклов и блоков, но в первую очередь  - с выстраиванием новой стратегии образовательной системы в целом. Такая парадигма предполагает поиск и разработку соответствующих технологий. Но какими бы ни были и ещё ни будут эти технологии, непременно каждая из них должна исходить из необходимости организации живого общения с произведением искусства как «выразителем» и «носителем» информационного и эстетического контекста эпохи. Анализ произведений художественной культуры может разворачиваться по разным направлениям, и традиционными здесь могут быть названы следующие типы анализа: а) структурный (включает несколько видов в зависимости от особенностей структуры произведения); социологический; коммуникативный;  психологический. Все названные типы можно определить как начальные и базовые в изучении произведений художественной культуры, так как по большей части сосредоточены на специфике языка конкретного вида искусства (живописи, графики, музыки, театра и т.п.) и контексте творчества автора произведения.

    Произведение же искусства, рассмотренное по отношению к культуре – это всегда и прежде всего «образ мира», творимый автором. Он необыкновенно богат и сложен, но обязательно включает в себя следующие составляющие:

    - это «образ мира» современной творцу эпохи, её противоречивости и неоднозначности;

    - это «образ-переживание» актуальных для времени творца вопросов и проблем;

    -это выраженный в произведении искусства «образ-отношение» к современным автору событиям, а также отношение к предыдущей истории развития культуры человечества.

    «Увидеть» и «услышать» всё это в художественном произведении и есть основные задачи культурологического анализа. Произведение искусства здесь понимается как феномен культуры, который отражает в себе культуру, в рамках которой он возник, а с другой стороны, и формирует культуру. Каждый из его видов (культурно-генетический, культурно-эстетический, культурно-функциональный) конечной целью предполагает попытку воссоздания целостного образа мира или же картины мира человека в ту или иную эпоху.  

    Картина мира  как эстетический образ мира, запечатлённый в произведениях материальной и духовной культуры и дающий представление о мире на социально-психологическом уровне в сфере мироощущения и миропереживания, включает в себя осознанное объединение многообразных явлений действительности: научных достижений, особенностей исторической, политической, религиозной ситуаций, ведущих философских идей и течений эпохи. В рамках картины мира всё это предстаёт как целое, синтезированное принятой в рамках той или иной культурной эпохи определённой системой ценностей и смыслов.

    Кризис идей антропоцентризма в западноевропейской культуре 16 века нашёл выражение в формировании нового общеевропейского стиля – барокко. Его стилистика в разных видах искусства обусловлена коренными изменениями в картине мира. Поскольку ключевыми характеристиками картины мира являются представления о пространстве и времени (А.Я.Гуревич), то именно их анализ позволит объяснить особенности планового решения, характер композиции, оформление интерьеров барочной архитектуры. Все изменения, произошедшие в архитектуре при переходе от Возрождения к барокко на формальном уровне, вызваны к жизни теми или иными изменениями в мироощущении. Архитектура как пространственный вид искусства в рамках не искусствоведческого, а именно культурологического подхода рассматривается как модель мироздания в рамках той или иной эпохи. Поэтому особенности архитектурной формы могут быть поставлены в прямую зависимость от нового мировосприятия и явиться новым способом высказывания нового в связи с этим мироотношения. «Прочитать», например, собор и площадь святого Петра в Риме (Л.Бернини) как выражение барочного мироощущения – это и есть конечная цель культурологического анализа. Так, например, происходившее благодаря изменениям в научной картине мира (Г.Галлилей, Дж.Бруно, И.Кеплер, И.Ньютон и др.) разрушение ренессансного представления и конечном, замкнутом и  гармоничном космосе нашло выражение в динамичных, создающих иллюзию бесконечной текучести формах. Поэтому и не наблюдается в архитектуре барокко правильный геометризм.  Эллипс, трапеция, изогнутая и ломаная линия – это теперь главные языковые средства мастера. Новый способ бытия человека, нашедший выражение в философии (особенно Б.Паскаль), в искусстве обострил внимание к разного вида контрастам. В архитектуре это новый способ объединения частей внутри целого архитектурной композиции, характер сопоставления элементов как в экстерьере так и интерьере, сосуществование архитектурных элементов со скульптурным и живописным оформлением постройки. Изменения же в религиозной ситуации эпохи  во многом определили приоритеты как видовой так и жанровой картине века.


    Переглядів: 1617 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz