Тихомиров Сергей
Александрович
старший
преподаватель кафедры теории и истории культуры Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
(Россия)
«О необходимости введения курса «Научно-исследовательский
практикум», или Чего не хватает современному студенту-культурологу?»
Написание
курсовых и дипломных проектов, подготовка научных статей, выступления на
отчетных конференциях являются одними из основных форм исследовательской работы
петербургских студентов-культурологов. Самостоятельное создание текстов с
последующей их апробацией – важный компонент профессиональной компетентности учащихся,
однако именно он вызывает наибольшее затруднение у студенческой молодежи, на
что указывают беседы, проведенные в 2010 году со студентами второго, четвертого
и пятого курсов РГПУ им. А.И. Герцена специальности «этнокультурология» и
«мировая художественная культура».
Если навыки профессионального
аналитического чтения текстов студенты приобретают в рамках курса «История
культурологической мысли», где они знакомятся с историей создания классических произведений,
их авторским и историко-культурным контекстом, учатся интерпретировать
творческое наследие того или иного автора, то отдельного курса, нацеленного на
формирование и закрепление навыков академического письма, у будущих
культурологов пока не существует. В то же время от курса к курсу от студентов
требуют все более и более сложные тексты (как в отношении содержания, так и
оформления), при создании которых навыками школьной грамотности уже никак не
обойтись.
Решение таких
архиважных вопросов, как формулировка исследовательской проблемы, постановка
цели и задач исследования, выбор технологий фиксации эмпирического материала,
принципы поиска информации в библиотечных каталогах и сети Интернет, оформление
ссылок на использованную литературу и т.д., и по сей день в лучшем случае
происходит в ходе индивидуального взаимодействия студента и педагога (например,
при написании первым курсового проекта).
Индивидуальная
работа преподавателя со студентом, безусловно, полезна, но в условиях
отсутствия систематического преподавания специализированных курсов
представляется малоэффективной, ибо решает проблему на частном уровне.
«Точечные» достижения не меняют общей картины, в соответствии с которой
большинство студентов усваивают азы академического письма мимоходом, «сами
собой».
Впрочем,
указанный спецкурс не следует замыкать на письме как таковом, и эта особенность
отражена в его названии. Он не должен преподаваться как некий факультатив по
русскому языку, но быть практикумом, нацеленным на формирование у студентов широкого
круга компетенций в области самостоятельной работы исследовательского характера.
Курс призван не только повысить грамотность студентов-культурологов при
написании текстов, но и задавать мотивационную базу их научно-поисковой
деятельности, обеспечивать высокий уровень качества разработок будущих
специалистов и, в конечном счете, способствовать сохранению преемственности в
научном сообществе.
В курс
«Научно-исследовательский практикум» могут быть включены следующие тематические
блоки: 1) философская, обще- и частнонаучная методологии в культурологических
исследованиях; 2) технологии сбора полевого материала, его первичной обработки
и систематизации; 3) принципы поиска источниковедческой информации (в т.ч. и в
сети Интернет); 4) культура композиционного построения и оформления научного
текста; 5) основные жанры научных текстов; 6) проблемы этики исследователя в
работе культуролога; 7) участие в научных мероприятиях: подача заявки,
подготовка доклада, выступление.
«Научно-исследовательский
практикум» поможет студентам определить те проблемные поля в культуре,
самостоятельная разработка которых им будет интересна: уменьшение количества
«вынужденных исследований» в определенной степени позволит снять проблему
плагиата. К сожалению, в борьбе с присвоением чужих текстов как с целью
преднамеренного обмана, так и экономии времени, нежелания тратить его на то,
что уже сделано другими («есть в Сети»), преподаватели пока проигрывают.
Педагогу важно
быть «на острие» последних достижений культурологии и смежных дисциплин,
ориентировать учащихся в их творческом поиске не только на новые,
малоисследованные темы, но и на существующий со стороны общества заказ в
отношении науки, возможность практического применения результатов научного
труда. Культуролог – это, в первую очередь, специалист, эксперт, а вовсе не
эрудит, который изучает все, что ему заблагорассудится.
В то же время
обращение к проблемам этики научного исследования в рамках спецкурса позволит студентам
осмыслить ценность своего и чужого текста, заставит их по-новому взглянуть на
феномен плагиата.
Курс должен
иметь четко выраженную практическую направленность, не превращаясь в «исследование
ради исследования». Формируя портфолио собственных письменных работ, студент
должен иметь возможность апробации и внедрения полученных результатов. Это
можно сделать, приурочив курс к прохождению студентами разного рода производственных
практик (полевых, музейных, школьных), а также расширив межведомственные связи
вузов (например, «вуз – музей», «вуз – театр», «вуз – школа» и т.д.).
Студенты
должны вовлекаться в текущую работу культурологических кафедр, принимая участие
в подготовке научных мероприятий, способствуя их информационной поддержке (в
первую очередь, через ресурсы виртуальных социальных сетей, Википедии и т.п.),
создавая пресс-релизы, осваивая деятельность модераторов во время студенческих
конференций. И, надо отметить, большой положительный опыт у сотрудников кафедры
теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена в данном направлении уже
имеется.
При этом важно
продумать «прозрачные правила игры»: студенты должны четко знать, как и по
каким критериям будут оценивать их работу.
Наконец, «Научно-исследовательский
практикум» является тем курсом, который позволяет активно использовать
инновативные образовательные технологии, такие, как, например, метод кластеров,
делающий процесс обдумывания какой-либо проблемы «видимым», мозговой штурм,
групповое интервью, проектные технологии, инсерт-технологии. создание портфолио
и др.
Таким образом,
курс, понимаемый не столько в качестве аналога зарубежного «Academic Writing», сколько научно-исследовательского
практикума широкой направленности, направлен на формирование научно-поисковой,
креативной и коммуникативной культуры будущих специалистов-культурологов,
ориентирует студентов на получение конкретных научных продуктов, обладающих
практической значимостью.