Головна
Реєстрація
Вхід
Середа
26.07.2017
02:29
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 15 » «О необходимости введения курса «Научно-исследовательский практикум», или Чего не хватает современному студенту-культурологу?»
    21:22
    «О необходимости введения курса «Научно-исследовательский практикум», или Чего не хватает современному студенту-культурологу?»

    Тихомиров Сергей Александрович

    старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург (Россия)

    «О необходимости введения курса «Научно-исследовательский практикум», или Чего не хватает современному студенту-культурологу?»

    Написание курсовых и дипломных проектов, подготовка научных статей, выступления на отчетных конференциях являются одними из основных форм исследовательской работы петербургских студентов-культурологов. Самостоятельное создание текстов с последующей их апробацией – важный компонент профессиональной компетентности учащихся, однако именно он вызывает наибольшее затруднение у студенческой молодежи, на что указывают беседы, проведенные в 2010 году со студентами второго, четвертого и пятого курсов РГПУ им. А.И. Герцена специальности «этнокультурология» и «мировая художественная культура».

    Если навыки профессионального аналитического чтения текстов студенты приобретают в рамках курса «История культурологической мысли», где они знакомятся с историей создания классических произведений, их авторским и историко-культурным контекстом, учатся интерпретировать творческое наследие того или иного автора, то отдельного курса, нацеленного на формирование и закрепление навыков академического письма, у будущих культурологов пока не существует. В то же время от курса к курсу от студентов требуют все более и более сложные тексты (как в отношении содержания, так и оформления), при создании которых навыками школьной грамотности уже никак не обойтись.

    Решение таких архиважных вопросов, как формулировка исследовательской проблемы, постановка цели и задач исследования, выбор технологий фиксации эмпирического материала, принципы поиска информации в библиотечных каталогах и сети Интернет, оформление ссылок на использованную литературу и т.д., и по сей день в лучшем случае происходит в ходе индивидуального взаимодействия студента и педагога (например, при написании первым курсового проекта).

    Индивидуальная работа преподавателя со студентом, безусловно, полезна, но в условиях отсутствия систематического преподавания специализированных курсов представляется малоэффективной, ибо решает проблему на частном уровне. «Точечные» достижения не меняют общей картины, в соответствии с которой большинство студентов усваивают азы академического письма мимоходом, «сами собой».

    Впрочем, указанный спецкурс не следует замыкать на письме как таковом, и эта особенность отражена в его названии. Он не должен преподаваться как некий факультатив по русскому языку, но быть практикумом, нацеленным на формирование у студентов широкого круга компетенций в области самостоятельной работы исследовательского характера. Курс призван не только повысить грамотность студентов-культурологов при написании текстов, но и задавать мотивационную базу их научно-поисковой деятельности, обеспечивать высокий уровень качества разработок будущих специалистов и, в конечном счете, способствовать сохранению преемственности в научном сообществе.

    В курс «Научно-исследовательский практикум» могут быть включены следующие тематические блоки: 1) философская, обще- и частнонаучная методологии в культурологических исследованиях; 2) технологии сбора полевого материала, его первичной обработки и систематизации; 3) принципы поиска источниковедческой информации (в т.ч. и в сети Интернет); 4) культура композиционного построения и оформления научного текста; 5) основные жанры научных текстов; 6) проблемы этики исследователя в работе культуролога; 7) участие в научных мероприятиях: подача заявки, подготовка доклада, выступление.

    «Научно-исследовательский практикум» поможет студентам определить те проблемные поля в культуре, самостоятельная разработка которых им будет интересна: уменьшение количества «вынужденных исследований» в определенной степени позволит снять проблему плагиата. К сожалению, в борьбе с присвоением чужих текстов как с целью преднамеренного обмана, так и экономии времени, нежелания тратить его на то, что уже сделано другими («есть в Сети»), преподаватели пока проигрывают.

    Педагогу важно быть «на острие» последних достижений культурологии и смежных дисциплин, ориентировать учащихся в их творческом поиске не только на новые, малоисследованные темы, но и на существующий со стороны общества заказ в отношении науки, возможность практического применения результатов научного труда. Культуролог – это, в первую очередь, специалист, эксперт, а вовсе не эрудит, который изучает все, что ему заблагорассудится.

    В то же время обращение к проблемам этики научного исследования в рамках спецкурса позволит студентам осмыслить ценность своего и чужого текста, заставит их по-новому взглянуть на феномен плагиата.

    Курс должен иметь четко выраженную практическую направленность, не превращаясь в «исследование ради исследования». Формируя портфолио собственных письменных работ, студент должен иметь возможность апробации и внедрения полученных результатов. Это можно сделать, приурочив курс к прохождению студентами разного рода производственных практик (полевых, музейных, школьных), а также расширив межведомственные связи вузов (например, «вуз – музей», «вуз – театр», «вуз – школа» и т.д.).

    Студенты должны вовлекаться в текущую работу культурологических кафедр, принимая участие в подготовке научных мероприятий, способствуя их информационной поддержке (в первую очередь, через ресурсы виртуальных социальных сетей, Википедии и т.п.), создавая пресс-релизы, осваивая деятельность модераторов во время студенческих конференций. И, надо отметить, большой положительный опыт у сотрудников кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена в данном направлении уже имеется.

    При этом важно продумать «прозрачные правила игры»: студенты должны четко знать, как и по каким критериям будут оценивать их работу.

    Наконец, «Научно-исследовательский практикум» является тем курсом, который позволяет активно использовать инновативные образовательные технологии, такие, как, например, метод кластеров, делающий процесс обдумывания какой-либо проблемы «видимым», мозговой штурм, групповое интервью, проектные технологии, инсерт-технологии. создание портфолио и др.

    Таким образом, курс, понимаемый не столько в качестве аналога зарубежного «Academic Writing», сколько научно-исследовательского практикума широкой направленности, направлен на формирование научно-поисковой, креативной и коммуникативной культуры будущих специалистов-культурологов, ориентирует студентов на получение конкретных научных продуктов, обладающих практической значимостью.

     



    Переглядів: 641 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz