«Факторная модель речевой культуры студенческой молодежи»
Бесчасная Ольга, студентка Донецкого национального медицинского университета им.М.Горького, Донецк
Глухова Оксана Геннадиевна, преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им.М.Горького, Донецк
Направление ІІ: Гуманитарное образование
Секция 3: Подготовка квалифицированных кадров в системе гуманитарного образования
Формирование речевой культуры для будущих специалистов – необходимое условие их эффективной деятельности в самых различных сферах. Ведь высокая культура речи – важная составная часть общей культуры человека. Следовательно, актуализируется потребность целенаправленного формирования речевой культуры студенческой молодежи, что, в свою очередь, предполагает выделение и учет основных факторов, влияющих на речевую культуру и изменяющих ее отдельные характеристики.
Разработка и исследования в этой сфере принадлежат таким социологам как Петрова И.Ф., Даниленко О.И, Белов А.А.
Цель предлагаемой работы заключается в выделении факторов и степени их влияния на формирование речевой культуры студенческой молодежи.
Задачи: 1. раскрыть сущность факторов макро и микро уровней; 2. рассмотреть влияние образования и семьи на речь молодежи.
Всю совокупность факторов, детерминирующих речевую культуру человека, можно разделить на две большие группы: факторы макроуровня и факторы микроуровня. Первая группа представлена факторами, определяющими процесс формирования речевой культуры на уровне больших социальных групп, социальных общностей или общества в целом. Эти факторы носят объективный характер и не поддаются регулированию со стороны каждого человека – носителя речевой культуры.
Факторы микроуровня детерминируют процесс формирования речевой культуры на уровне малых групп или непосредственно личности- носителя речевой культуры.
На макроуровне влияние образования как социального института проявляется в трех направлениях: формирование общего уровня культуры человека; формирование требуемого уровня речевой культуры; формирование профессиональной речевой культуры. На микроуровне воздействие фактора образования на процесс формирования речевой культуры индивида проявляется через создание элементов его социальной микросреды - определенных социальных групп, куда включается индивид в процессе своего обучения в учебных заведениях. Специфические элементы культуры этих социальных групп, в том числе, языковые нормы, правила речевой коммуникации и т.д. неизбежно усваиваются молодыми людьми в процессе социальной адаптации.
Влияние такого фактора формирования речевой культуры, как семья на макроуровне определяется исполнением семьей как социальным институтом двух взаимосвязанных общественно значимых функций, таких, как социализация молодого поколения и поддержание культурного воспроизводства общества. Не случайно семья признана основным носителем традиций и культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. На микроуровне влияние семьи на формирование речевой культуры студентов во многом аналогично предыдущему фактору.
В данной работе мы рассмотрели основные факторы, степени и особенностей их влияния на формирование речевой культуры студенческой молодежи. Данная тема требует последующего научного изучения, которое позволит осуществить целенаправленное формирование речевой культуры в процессе обучения молодых людей в вузе.