Головна
Реєстрація
Вхід
П`ятниця
26.04.2024
05:53
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 15 » Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: М.А. Сибилева, Л.Н. Клевец
    22:28
    Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: М.А. Сибилева, Л.Н. Клевец

    «Социализация личности: к анализу процесса»


    Сибилёва Мария Андреевна, студентка  Донецкого национального медицинского университета им.М.Горького, Донецк

    Клевец Любовь Николаевна, старший преподаватель  кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им.М.Горького, Донецк

     Направление ІІ: Гуманитарное образование

    Секция 3: Подготовка квалифицированных кадров в системе гуманитарного образования

     


     

         Одной из актуальных проблем современного гуманитарного знания является процесс социализации. Наша попытка рассмотрения данного вопроса базируется на исследованиях З.Фрейда, Ч. Кули, Г.Е Зборовского и Е.А. Шуклиной.

         Цель данной работы – анализ теоретических подходов к процессу социализации.

         Задачи: - рассмотреть этапы социализации;

                     - охарактеризовать механизмы социализации.

         В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

         Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

         На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».

       Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стадиях является поиск своего социального места.

       Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

       Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

       Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

       Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка.

       Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда и вины тесно связаны  друг с другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

       Теория “зеркального Я” американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

       Как отмечают Г.Е. Зборовский и Е.А. Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, “образовывала” себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

      Можем сказать, что в процессе социализации заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. При этом личность формирует свой “Я”- образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я”- образ, личность социализируется. Таким образом, в данной работе мы, во-первых, рассмотрели этапы социализации; во-вторых, охарактеризовали механизмы социализации, в-третьих, проанализировали теоретические подходы к процессу социализации. Данная тема сохраняет свою актуальность и требует дальнейшего научного изучения.

     

    Переглядів: 961 | Додав: San-Antonio | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляється системою uCoz