«Формирование самостоятельности, инициативы и отвественности
как условие развития успешной личности»
И. А. Федякова, учитель начальных классов,
МОУ ООШ № 33, аспирант Института регионального
развития образования Свердловской области.
Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также
норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в
последней четверти XX века к качественно новой
образовательной ситуации.
В государственной программе развития
воспитания в системе образования
России указывается на необходимость создания условий для формирования
системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами,
содействующей развитию социальной и
культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме. [2,100; 1, 141]
Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства
личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его
становления.
А.П. Леонтьев, P.C. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития
личности с одной из важнейших
потребностей человека - быть личностью. [3,51.]
Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств
личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не
разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса,
как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы.
[5, 134]
В определении понятия
«личность» мы придерживаемся, точки
зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность - эта система отношений к миру и
самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека
окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [5, 165; 4,
98]
Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс
внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений,
способностей, потребностей младших школьников в деятельности.
Ценность современного урока определяется его направленностью на
формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности,
ответственности, способности расширять свои знания, умения действовать по собственной инициативе. [1, 125.]
Возможным средством формирования субъектных свойств личности младшего
школьника являются психолого-педагогические условия.
Под
психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ
взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на
формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности)
младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и
эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях
Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий
эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами
инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который
включает в себя: [2,78]
•
Первое
выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с
заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития
младшего школьника)
•
Второе и
третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической
поддержки)
Кроме того, первое
педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику,
второе и третье - внутренние условие, данные условия в реальном процессе
тесно связаны между собой.
В результате
проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня
сформированности субъектных свойств личности[5,116]
Предполагает соблюдение комплекса
психолого-педагогических условий, включающих:
·
образовательная
система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности
младшего школьника;
·
конструирование
педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе
создастся активное межличностное
общение;
·
эффективно
используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению
школьников в различные виды деятельности;
·
в
школе реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих
формированию субъектных свойств личности младшего школьника.[1, 46]
Использование всех вышеописанных условий
является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных
свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.
Литература
1.
Айзман Р. И, Айзман Л. К, Жарова
Г. Н. Подготовка ребенка к школе. – Томск. Пеленг, 2004.
2.
Ананьев Б. Г. О проблемах
современного человекознания // Психология личности. М.: 2000.
3.
Бабанский Ю. К. Об актуальных
вопросах методологии и дидактики // Педагогика., - 2002. - №4. – с. 45-49
4.
Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у
младших школьников: Санкт-Петербург, 2005.
5.
Басов М.Я. Избранные
психологические произведения. – М. Педагогика, 1975. – 56с. Сластенин В.А,
Исаев И.Ф, Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. ПЕДАГОГИКА.М.: 2000.
|