Головна
Реєстрація
Вхід
П`ятниця
24.11.2017
20:10
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 15 » Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: И.А. Федякова
    21:12
    Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: И.А. Федякова

    «Формирование самостоятельности, инициативы и отвественности как условие развития успешной личности»

     

    И. А. Федякова, учитель начальных классов,

    МОУ ООШ № 33, аспирант Института регионального

    развития образования Свердловской области.

     

     

    Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в последней четверти XX  века к качественно новой образовательной ситуации.

    В государственной программе развития воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме. [2,100; 1, 141]

    Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его становления.

    А.П. Леонтьев, P.C. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития личности с одной из важнейших потребностей человека - быть личностью. [3,51.]

    Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса, как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы. [5, 134]

     В определении понятия «личность»  мы придерживаемся, точки зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность - эта система отношений к миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [5, 165; 4, 98]

    Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений, способностей, потребностей младших школьников в деятельности.

    Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности, ответственности, способности расширять свои знания, умения  действовать по собственной инициативе. [1, 125.]

    Возможным средством формирования субъектных свойств личности младшего школьника являются психолого-педагогические условия.

    Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях

    Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который включает в себя: [2,78]

            Первое выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника)

            Второе и третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки)

    Кроме того, первое педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику, второе и третье - внутренние условие,  данные условия в реальном процессе тесно связаны между собой.

    В результате проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектных свойств личности[5,116]

    Предполагает соблюдение комплекса психолого-педагогических условий, включающих:

    ·     образовательная система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности младшего школьника;

    ·  конструирование педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе создастся активное межличностное общение;

    ·  эффективно используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению школьников  в различные виды деятельности;

    ·  в школе реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих формированию субъектных свойств личности младшего школьника.[1, 46]

    Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.

    Литература

    1.                       Айзман Р. И, Айзман Л. К, Жарова Г. Н. Подготовка ребенка к школе. – Томск. Пеленг, 2004.

    2.                       Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // Психология личности. М.: 2000.

    3.                       Бабанский Ю. К. Об актуальных вопросах методологии и дидактики // Педагогика., - 2002. - №4. – с. 45-49

    4.                       Баранова Э.А.  Диагностика познавательного интереса у младших школьников: Санкт-Петербург, 2005.

    5.                       Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М. Педагогика, 1975. – 56с. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. ПЕДАГОГИКА.М.: 2000.

    Переглядів: 446 | Додав: San-Antonio | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz