Головна
Реєстрація
Вхід
Вівторок
26.09.2017
20:15
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 15 » Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: Д.Н. Степчина, С.А. Ильевская
    22:57
    Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: Д.Н. Степчина, С.А. Ильевская
    «Социальный интеллект как фактор психологического развития личности студента вуза»
     
     
    Степчина Дарья Николаевна, студентка  Донецкого национального медицинского университета им.М.Горького, Донецк

    Ильевская Светлана Александровна,  учебный лаборант кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета им.М.Горького, Донецк Направление ІІ: Гуманитарное образование

    Секция 3: Подготовка квалифицированных кадров в системе гуманитарного образования

     

     

     

    Интеллектуальное развитие будущих специалистов становится в настоящее время наиболее акту­альной задачей высшей школы. Это связано с тем, что, во-первых, одним из решающих факторов экономи­ческого развития сейчас оказывается интеллектуальный продукт, а ключевой формой собственности - соб­ственность интеллектуальная. Именно интеллект людей и их квалификация во многом определяют развитие производства и науки, место государства в международном сообществе. Во-вторых, интеллектуальное твор­чество выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в разви­тии общества: чем меньше интеллектуально развитых людей, тем в большей мере будут выражены деструк­тивные тенденции в обществе. В-третьих, работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и са­модостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей степени человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей степени он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

    Проблеме выяснения природы и сущности интеллекта человека уделялось достаточно большое вни­мание в философии, психологии, педагогике. Научные представления об интеллекте складывались, форми­ровались и развивались на протяжении длительного исторического периода. В свою очередь данную проблему исследовали следующие ученые: Сократ, Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах, И. Кант, Г. Гегель, Ж. Пиаже, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Рубинштейн и др.

    Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению интеллекта, данный вопрос остается полем ожесточенных дебатов, где оспариваются основные понятия, теории и способы их практического приложения.

    Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает там, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим. Так Е.И. Ишутин и др. выявили его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах дея­тельности.

    Нами предпринята попытка исследования социального интеллекта как фактора учебной образовательной деятельности студента вуза.

    Предметом исследования был избран социальный интеллект и его роль в процессе формирование личности студента в условиях вуза. Задачами исследования явились:

    1. Анализ теоретико-методологических и методических исследований по проблеме социального интеллекта  личности;

    2.   Изучение основных характеристик и роль социального интеллекта в процессе вузовского обучения;
    3.Осмысление особенностей процесса формирования социального интеллекта у студентов.

        Проводя исследование, мы предполагаем, что целенаправленное развитие социального интеллекта как  компонента структуры социализации личности в вузе будет способствовать повышению образовательного  уровня студента.

    Для решения поставленных задач использовались: теоретический анализ научной литературы, опрос, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

    В качестве испытуемых были выбраны студенты с 1 -го по 5 курс 2 медицинского факультета Донецкого Национального Медицинского Университета им М.Горького. Выборку составили 60 человек. Констатирующий эксперимент проводился по следующим методикам: методика исследования соци­ального интеллекта Дж. Гилфорда и диагностика структуры интеллекта Дружинина. Было показано, что социальный интеллект проходит ряд этапов в своем формировании в процессе со­циализации личности, и в то же время выступает одним из факторов развития личности. В результате исследования была выявлена тенденция динамики развития интеллекта в целом, и в том числе социального интеллекта, в процессе вузовского обучения.

    Студенты 1 курса показали следующие уровни интеллекта (по методике исследования социального интеллекта Дж Гилфорда и диагностике структуры интеллекта Дружининой):

    -          1 курс 35%;

    По мере продолжения обучения у студентов следующих курсов была выявлена следующая динамика разви­тия  интеллекта.

    -2   курс  48  % ;

    -3   курс    6 3 %  ;

    -4   курс    68  % ;

    -5   курс    79  %.

     

    В данной работе мы установили, что необходимым условием закономерного процесса социального развития личности является наличие двух противоположных тенденций - типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта.

    Социальный интеллект следует рассматривать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.

    Переглядів: 541 | Додав: fon_G | Рейтинг: 5.0/1
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz