Головна
Реєстрація
Вхід
Вівторок
23.04.2024
12:09
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 16 » Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: А.Ю. Базовкина, Д.В. Бирюкова
    23:27
    Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: А.Ю. Базовкина, Д.В. Бирюкова

    «Философия и педагогика: точки пересечения в обыденной жизни и образовательной практике

    (взгляд студента)»

     
    Базовкина Анна Юрьевна,  студентка 4 курса Педагогического колледжа № 1 им. К.Д. Ушинского г. Москвы

    Бирюкова Дарья Владимировна, студентка 2 курса философского факультета МГУ  им. М.В.Ломоносова

    Направление II. «Гуманитарное образование»

    Секция 3: Подготовка квалифицированных кадров в системе гуманитарного образования

     

    Для современной педагогики характерен синтез со многими гуманитарными науками, но особенно с философией.  Мы определили для себя педагогику  как некоторую вербальную деятельность,  осуществляемую в общении между людьми. Как правило, педагогами называют тех, кто работает для того, чтобы научить другого. В широком смысле, педагогика есть везде, все люди, так или иначе, учат друг друга. В узком смысле – это профессиональная деятельность в образовательной сфере – в  школах, университетах и т.д. Философия, по нашему мнению, тоже  вербальная деятельность, но более абстрактная, мысленная, созерцательная, не требующая обязательного контакта людей друг с другом.

    Слово «философия» переводится с греческого как любовь к мудрости».  Разве мы не хотим, чтобы педагог  был мудр? Можно ли научить человека быть педагогом без огромного багажа ценностей и идей, без любви к мудрости, которыми владеет философия? Мы уверены, что нет. С одной стороны, философия это – система знаний, идей и концепций, а с другой – выражение себя. Кроме академической философии, существует «житейская» философия, которая позволяет каждому из нас осознать самого себя, понять мир вокруг себя. Поэтому можно утверждать, что философия для каждого человека своя, собственная. И в том и другом виде она не  она неразделима с педагогикой. Академическая философия преподается как предмет, житейская философия есть основа общения.

    Нам очень близки взгляды С.И. Гессена на неразрывность  связи педагогики  с философией.  Он писал: “... Борьба различных педагогических течений между собою есть только отражение более глубоких философских противоположностей. Изложить философские основы педагогики — это значило для меня не ограничиться общими положениями, но, оставаясь в области чисто педагогических вопросов, вскрыть заложенный в них философский смысл”. И далее: “Как философа меня привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое, жизненное значение, что пренебрежение к философским знаниям мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы”( Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с)  Раскрывая этот тезис Гессена, мы постараемся подтвердить его своей практикой работы с детьми.

    Работая вожатыми, в лагере Московского Университета летом 2009 года, мы, чувствовали себя и философами, и педагогами. Понимание того, что ребята  бывают разные и каждый из них по-своему уникален, позволяло найти индивидуальный подход к каждому.  Невозможно общаться с детьми, работать с ними, заинтересовывать, вовлекать в общие игры, не понимая ребенка. Пониманию учит философия. Любая педагогическая ситуация заставляет нас размышлять, если не думать, то можно наломать дров, повредить детскую психику. Думать нас учит философия. Безусловно, при работе с детьми ты невольно обращаешься к философским практикам – постоянно контролируешь себя, задаешь себе вопрос - правильно ли или неправильно поступаешь? Будет ли результат и продвижение? Философия не даст ответа  на наши вопросы  и уж тем более не решит за нас наши педагогические  проблемы. Но она поможет, направит и подскажет нам. Каждый вопрос, каждый ответ мы пропускаем через свое философское мировоззрение, «ведь очевидно, что цели педагогики тесно переплетены с жизненными установками данного общества, каждого отдельного индивида» (С.Гессен. Там же).   Задать вопрос и найти на него ответ – на этом поострены философские курсы для детей, которые, на наш взгляд, ярче всего демонстрируют единство философии и педагогики, что смогла понять одна из нас – Анна Базовкина, проведя в 4 классе 289 школы г. Москвы  внеклассное мероприятие под названием «Золотое правило нравственности», по программе Ретюнских Л.Т. «В поисках мудрости. Философия для младших школьников».

      На занятии ребята сидели не в традиционном классе – за партами, а в кругу на стульях, чтобы все могли видеть друг друга. Занятие  началось со знакомства. Ребятам очень понравилось, что у каждого был бейдж с его именем. «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город Человеколюбия. Как вы думаете это большой город или маленький? почему?» С первого же вопроса начались споры. Задача учителя – направлять обсуждение, предоставлять слово желающим, но не являться источником правильного ответа. На философские вопросы нет и не может быть правильных и неправильных ответов, в этом и есть специфика философского знания. Занятие построено в форме беседы. Учитель задает вопрос, а в ответ получает дискуссию между ребятами. Детям очень понравилось, что каждый ответ принимался и одобрялся. Ключевой момент занятия – это знакомство с «Золотым правилом нравственности». Когда спокойным и тихим голосом было произнесено изречение Конфуция: «Мудрый человек, который питает к другим такие же чувства, какие он питает к себе, находит верное правило поведения. Он не делает другим того, чего не желает, чтобы делали ему» ( цит.по: Ретюнских Л.Т. «В поисках мудрости» Философия для младших школьников. М., ФиД. 2008, с.79) ребята замолчали, прислушались и через несколько минут опять начались бурные споры на тему: а легко ли следовать этому правилу? После того, как обсуждения подошли к концу, как итог урока, мы начали собирать «копилку добрых дел» (это была декорированная коробка, куда каждому предлагалось опустить карточку, на которой написаны добрые дела, сделанные им за сегодня). Все ребята взяли карточки и начали писать свои добрые дела за один день. У кого-то их набралось так много, что не хватило место, а один мальчик с грустью на лице сказал, что сегодня он не совершил не одного доброго дела, но решил, что вечером уберет в комнате и тогда у него будет что положить в «копилку добрых дел». Все дети были очень довольны и с нетерпением ждут следующее занятие.

      Задачей данного типа занятий  является  не усвоение ребенком информации о философии, а включение его в процесс философствования. Важно, что дети начинают хотеть изучать философию. Ребенок находится в «ситуации успеха», так как знает, что его ответ на любой вопрос будет принят и рассмотрен учителем и остальными ребятами.  Можно с уверенностью сказать, что философия сама воспитывает и учит людей, она таким образом превращается в педагогику. Педагогика без философии, на наш взгляд, пуста, ведь чтобы чему-то научить, нужно это «что-то» иметь в виде идей, мнений и концепций, а этим занимается философии.

     

    Переглядів: 876 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляється системою uCoz