Головна
Реєстрація
Вхід
Понеділок
20.11.2017
23:00
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 16 » Гуманітарна освіта. Секція: 2. Інформаційні технології в гуманітарній освіті. Автор роботи: Н.В. Попова
    23:47
    Гуманітарна освіта. Секція: 2. Інформаційні технології в гуманітарній освіті. Автор роботи: Н.В. Попова
    «Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в компьютерной обучающей среде»
     
     
     
    Попова Нина Васильевна, доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербург (Россия)

    Направление II – Гуманитарное образование

    Секция 2.Информационные технологии в гуманитарном образовании

     

             Организация самостоятельной работы студентов с иноязычными текстами представляется нам особенно актуальной в рамках неязыкового вуза, поскольку в учебных планах отводится мало времени на аудиторное изучение иностранного языка. По нашему мнению, преподаватель должен предложить студентам схему самостоятельной работы для поддержания и развития навыков овладения иностранным языком. В качестве одной из таких схем может рассматриваться самостоятельное обучение в компьютерной обучающей среде.

    Ввиду того, что,  по мнению многих исследователей (Ачкасов А.В., Бовтенко М.А., Безручко В.Т., Беляева Л.Я., Виландеберк А.А., Девель Л.А., Воронин В.Н.,  Можаева Г.В., Марчук Ю.Н., Петрова Л.П., Полат Е.С., Потапова Р.К., Халяпина Л.П.,  Ющук Е.Л.,  Beatty K., Davies G., Dodge B.,  Dudeney G., Hockly N., Celce-Murcia M., Arnold D.,  Cobb T., Godwin-Jones R., March T., Harmer J., Woodin J.   и др.),   наиболее очевидной современной тенденцией  является компьютеризация учебного процесса,  логично будет считать, что самой типичной или универсальной  процессуальной составляющей самостоятельной работы студента может стать использование заданий с применением компьютера. Это тем более оправдано ввиду того, что «курсы компьютерной грамотности» в том или ином варианте обязательно включаются как в школьные, так и в основные образовательные программы  всех направлений, и студенты, таким образом,  оказываются хорошо подготовленными  к выполнению лингвокомпьютерных заданий.

    За последние пять лет  российскими методистами проведено более 160 исследований, посвященных исследованию различных аспектов использования компьютера в аудиторной и самостоятельной работе студентов (Азимов Э.Г., Алгазина Н.Н,  Ларских З.П, Крюкова О.П., Полат Е.С., Федотова Ю.Г., Чуксина И.Г. и др.) Хотя проблема использования компьютерной обучающей среды для обучения иностранному языку также стала предметом научного анализа в многочисленных исследованиях российских  (Акопова М.А., Гребенщикова А.В., Жильцова Ю.Л., Жук Л.Г.,  Зайцева Е.Н.,  Соколова Е.И., Штурба Ю.В., и др.) и зарубежных авторов (Cobb, T., Davies G., Dudeney G.&Hockly N., Pegrum M.   и др.),  ее внедрение в содержание самостоятельной работы студентов  в качестве универсального когнитивного компонента еще ждет своего решения.

    Особенностью нашей трактовки компьютерной обучающей среды (КОС) является то, что мы, в отличие от других авторов (Вербицкий А.А., Дунаева Л.А., Шалкина Т.Н.,  Ахаян А.А.,  Иванова Н.А., Абросимов А.Г.,  Сташкевич И.Р. и др.) допускаем отсутствие компьютерных средств при проведении аудиторной работы. Основным же аспектом актуализации лингвокомпьютерного обучения студентов становится их внеаудиторная самостоятельная работа в домашних условиях. Аудиторная же работа становится подготовительным этапом к самостоятельному выполнению заданий, которые могут включаться непосредственно  в профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения, например, упражнения на редактирование машинного перевода, работа с программами-конкордансами, Интернет-ресурсами или электронными словарями.

           Поскольку применение компьютерных технологий обучения в высшей школе является одним из ключевых  направлений современных исследований и основным подходом  совершенствования  дидактических средств обучения  в высшей школе, нам представляется, что использование разнообразных заданий для выполнения на компьютере сделает обучение иностранному языку отвечающим  всем требованиям вводимых сейчас стандартов третьего  поколения, созданных в формате компетентностного подхода. Предлагаемое регулярное обращение к компьютеру при подготовке домашних заданий и творческих минипроектов по иностранному языку  не только усиливает интерес студентов к изучаемому предмету, но также приводит к более эффективному формированию лингвокомпьютерной компетенции. Примерами минипроектов могут стать опробованные нами составление глоссария частотных терминов по специальности с помощью программы-конкорданса и сравнение эффективности различных систем машинного перевода  применительно к специальной тематике.

            Отметим, что характерной особенностью современного этапа развития  компьютерной обучающей языковой среды  является уже не потребность в разработке нового  программного продукта, а тщательный  и гибкий подбор уже существующих средств компьютерной лингводидактики (Бовтенко М.А.), что стимулирует разработку алгоритма подбора компьютерных  программ  и  Интернет-ресурсов  для  различных   контингентов  обучающихся.

    Владение иностранным языком и  умение пользоваться компьютером – это, по современным представлениям, зафиксированным в базовых Европейских документах по компетенциям, необходимые  каждому специалисту функциональные  умения. Признание этих умений функциональными означает, что они необходимы  каждому специалисту  и являются  неотъемлемой частью  их профессиональной  компетенции.

    Эффективная организация самостоятельной работы способна создать условия не только для повышения качества обучения иностранному языку, но и для развития профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, самостоятельности и активности, т.е. способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности. Все образовательные технологии направлены на то, чтобы научить студентов работать самостоятельно, так как именно самостоятельность даёт возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями. Таким образом, одна из задач обучения состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно работать с электронными ресурсами. Перед преподавателем стоит задача научить студента навыкам самостоятельной работы по совершенствованию владения языком с использованием компьютера, причём это необходимо осуществить в течение второго курса, до того, как наступит двухгодичный перерыв в изучении иностранного языка, который студенты продолжают изучать только в магистратуре. Если студенту удастся выработать привычку обращения к компьютеру при изучении иностранного языка, то она будет востребована и в течение всей его жизни. Заметим, что  обучение студентов учиться и является одной из основных идей Болонского процесса относительно современного этапа развития высшего образования

    Необходимо также отметить кардинальное изменение в функциях педагога при управлении самостоятельной работой в компьютерной обучающей среде, когда компьютер выступает как посредник между преподавателем и учащимся. При такой организации учебного процесса преподаватель концентрирует усилия на обучении умению думать, творчески подходить к анализу фактов, их обобщению, формированию рабочей гипотезы, её доказательству. Преподаватель не может быть устранён из процесса обучения, хотя при применении компьютерных технологий происходит снижение роли преподавателя как источника информации. Когда говорится, что надо стремиться к тому, чтобы учащийся сам выбирал наиболее удобный для себя метод обучения, это означает, что роль преподавателя как организатора учебного процесса несоизмеримо возрастает, и именно он должен обеспечить возможность такого выбора.

    Студенты лучше усваивают материал при помощи компьютера, но следует учесть предварительную работу преподавателей и методистов-разработчиков. Сам студент не может представить себе объёма и структуры знаний, которые ему необходимо усвоить, и преподаватель, зная психологические характеристики студентов, выбирает методы преподавания и задает студентам четкий алгоритм самостоятельной работы в КОС. Преподаватель является «проектировщиком» компьютерной обучающей среды, от качества которой зависит эффективность компьютерного обучения, и таким образом определяет ход педагогического процесса через компьютерную среду.  Компьютерная среда, таким образом,  является эффективной системой поддержки современного учебного процесса, а не его заменой компьютерным обучением иностранному языку.

     

    Переглядів: 530 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz