Головна
Реєстрація
Вхід
Четвер
25.04.2024
07:53
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 16 » Гуманітарна освіта. Секція: 2. Інформаційні технології в гуманітарній освіті. Автор роботи: Е.В. Одинцова
    23:51
    Гуманітарна освіта. Секція: 2. Інформаційні технології в гуманітарній освіті. Автор роботи: Е.В. Одинцова

    «Информационно-компьютерные технологии в самообразовательной деятельности учителя музыки»
     
     
    Одинцова Елена Валерьевна, методист кафедры начального и дошкольного образования Института развития образования, Ханты-Мансийск (Россия)

    Направление ІІ: Гуманитарное образование

    Секция 2: Информационные технологии в гуманитарном образовании

      

    Проблема самообразования никогда не перестает волновать человека. В связи с этим слова К. Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение, и самообразовательная деятельность учителя приобретает большую важность.

    Для того чтобы помочь в решении проблемы непрерывного педагогического самообразования в течение всей жизни педагога, для взрослых существуют различные формы обучения, одна из них - курсы повышения квалификации (КПК), где посредством новых информационно-компьютерных технологий (ИКТ) происходит обработка и передача новой информации.

    Компьютер стал обязательным атрибутом деятельности учителя, но учителя музыки с точки зрения компьютеризации образовательного процесса наиболее консервативны. Информационные технологии уверенно завоевывают все новые позиции и в образовании, и в творческом мире, а музыкальное образование с их использованием становится более востребованным и приобретает все большую популярность, а разнообразие музыкально-компьютерных программ становится базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала и гармонического развития личности в целом. Обучение учителей музыки информационно-компьютерным технологиям (ИКТ) в процессе курсов повышения квалификации имеет свои особенности: ограничение по времени, довольно медленный процесс усвоения новых знаний, поэтому, для успешной реализации курса обучения необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий. Учителя музыки испытывают психологический барьер при использовании новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Вместо желания приобрести умения и навыки использования в работе с учащимися компьютера, до сих пор очень часто у учителя возникает устойчивое психологическое «отторжение» такой деятельности.

    Однако в последние годы интерес к использованию в образовательном процессе информационных технологий значительно вырос, а современные подходы к преподаванию музыки открывают новые направления и возможности для учителя музыки. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югра анкетирование слушателей курсов показало, что базовый уровень компьютерной подготовки составляет  95%, не используют в своей работе ИКТ 0,6% (отсутствие компьютера в классе). Расширить свои знания и изучить новые средства информационно-компьютерных технологий в рамках самообразовательной деятельности  хотели бы 90%. Курсы «ИКТ в деятельности учителя-предметника» мало чем помогают учителю музыки, так как из-за специфики предмета необходима работа не только с текстовыми и графическими файлами, а в основном со звуковыми и нотными редакторами.

    В связи с недостаточностью программ и методических разработок по изучению современных информационно-компьютерных технологий для учителей музыки, соответствующего программного и методического обеспечения, способного удовлетворять постоянно растущие профессиональные потребности, с освоением специализированных ресурсов и технологий в Институте развития образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югра разработана образовательная программа «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», где учитывается специфика музыкально-педагогической деятельности учителя музыканта, внедряются в учебный процесс современные ИКТ, цифровые ресурсы (сеть Internet, учебники на электронных носителях, нотные архивы, познавательные компьютерные программы, создание мультимедийных презентаций для уроков и т. д.).

    В зависимости от потребностей учителей музыки и контингента слушателей (педагоги дополнительного образования, учителя музыкальных школ, учителя музыки общеобразовательных школ) содержание вариативной части курсов повышения квалификации регулярно обновляются. Развитие умений самообразовательной деятельности, связанное с поиском различных средств информационно-компьютерных технологий предполагает, что перед каждым учителем в первую очередь стоит задача овладения базовой компьютерной подготовкой; овладение базовыми сервисами и технологиями Internet для использования их в образовательной деятельности. Эффективное использование средств ИКТ на уроке может быть лишь при постоянной потребности и привычном режиме работы в деятельности учителя.

    В процессе курсовой подготовки в музыкально-компьютерных программах невозможно изучить все функции и возможности программ. Поэтому, остается широкое поле для самообразовательной деятельности, поиска и творческого развития учителя. И те умения, которые слушатели получают и развивают в процессе КПК, показывая свои результаты на зачетах (набор нотного текста, создание аранжировок, музыкальные презентации), становятся толчком для дальнейшего развития самообразовательной деятельности.

    Овладевая информационными технологиями на курсах ПК, учителя музыки получают творческий импульс для использования их на уроке и во внеурочной деятельности.  Повышение качества педагогического труда напрямую зависит от умения создать и научить учащихся создавать различные презентации в проектной деятельности на основе музыкальных произведений, изучения музыкально-компьютерных программ, освоения сети Internet, т.д. Это позволяет сделать общение с произведениями искусства более интересным и многогранным.

    Эффективными курсы повышения квалификации посредством ИКТ будут при наличии у слушателей:

    ·        потребности в дальнейшем непрерывном образовании,

    ·        освоения и  использования новых знаний,

    ·        творческого подхода к применению компьютера на уроке и во внеклассной работе,

    ·        введению разнообразных видов деятельности с учениками: сочинению мелодии, записи нотного текста, использования игр, музыкальных кубиков, караоке, веселых музыкальных упражнений, совершению увлекательных путешествий и экскурсий, используя компьютер и различные обучающие, развивающие игровые программы, с помощью которых эффективно развиваются музыкальные, творческие и интеллектуальные способности.

    В заключение отметим, что информационно-компьютерные технологии в самообразовательной деятельности позволят существенным образом изучить, переосмыслить и дополнить деятельность учителя музыки. Новые возможности предоставляются в развитии творческих способностей учащихся при внедрении компьютерных технологий в процессе обучения музыки, их использование говорит о принципиально новом подходе к обучению и воспитанию личности, как учителя, так и учащегося.

     

     

    Переглядів: 857 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляється системою uCoz