Головна
Реєстрація
Вхід
Субота
23.09.2017
02:19
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 16 » Гуманітарна освіта. Секція: 2. Інформаційні технології в гуманітарній освіті. Автор роботи: Е.Г. Кривых
    00:01
    Гуманітарна освіта. Секція: 2. Інформаційні технології в гуманітарній освіті. Автор роботи: Е.Г. Кривых

    «Информационные технологии и трансляция философского знания.»

     
     
    Кривых Елена Георгиевна

    Московский государственный строительный университет, Москва

    Направление ІІ: Гуманитарное образование

    Секция 2: Информационные технологии в гуманитарном образовании

     

    Сфера образования в своих основных характеристиках является прежде всего информационно-коммуникативной системой. Ю. Хабермас определяет коммуникацию как нахождение взаимопонимания между социальными субъектами, что является возможным лишь «в свободной структуре публичности». Своеобразное преломление этот тезис получает в работах теоретиков информационного общества. О. Тоффлер пишет о создании нового информационного пространства (глобальной сети), в которой возможно становление «подлинной демократии, возникновение неких гибких социальных структур,ассамблей социального будущего». Модель коммуникативного общения в университетской среде является в некотором роде идеальной по содержанию (структурированию смыслов), характеристикам участников, по степени значимости этой коммуникации для общества в целом.

    Схему организации образовательного процесса  можно представить следующим образом: информация – анализ – методология – технологии. Осмысление  соотношения методологии и информационных технологий в трансляции философского знания, – одна из сложных и насущных задач для современного преподавателя.  Преподавание философии в самом общем смысле – это, разумеется, процесс передачи знаний, но и формирование мышления, умения использования различных мыслительных стратегий, потребности в конструировании ценностей и смыслов своей деятельности, создание механизмов контроля за её результатами.  Исходя из понимания компетенций как мотивированных способностей, следует отметить, что востребованные обществом качества личности, рождающиеся в освоении философского материала, формируются не нейтральными по отношению к материалу технологиями, но соответствующими ей по духу методологическими средствами и методиками. Для гуманитарных курсов это, в первую очередь, многосторонний диалог (в том числе и в режиме on-line), проектная деятельность, позволяющая активизировать самостоятельную работу студентов.

    Если проект – образец, который лежит в основе деятельности, представление о должном, определяющее отношение к существующему, то проективное образование, а в более узком смысле метод проектов, позволяет соединить мотивацию обучения (что важно с точки зрения общественной значимости результатов образования) и использование определённой образовательной технологии (перевод обучаемого с уровня освоения информации к потребности овладения знанием).

       В методе проектов студент задействован как личность, процесс движения к поставленной цели определяется им самим. Следует подчеркнуть, что метод проектов в этом значении применим лишь к определённой части студентов, наиболее активной, «продвинутой». Этот метод может стать ведущим в научной и учебной работе с магистрантами и аспирантами. Возможен и другой подход к реализации метода проекта, когда выполнение творческого задания объединяет усилия студентов с различным уровнем подготовки. Проект – это конкретное задание, связанное с учебным материалом, но выходящее за рамки общеобязательного знания и значительно расширяющее кругозор студентов. При этом необходимыми условиями выбранной темы должны стать актуальная значимость предмета исследования для студентов всей группы, потока и социальная значимость темы для молодёжи в целом.

    Информационная база метода проектов практически безгранична. На всех этапах исследовательской работы студент включается в поиски, выбор, отбор философской и общенаучной методологии. Разнообразие информации, потенциальная многовариантность способов её осмысления,  возможности тесного взаимодействия с преподавателем в асинхронной среде (электронная почта), –  всё это осуществляется на основе компьютерных технологий, как и завершающий этап — представление в форме презентации. Специфика представления философского материала заключается в больших объёмах текстов, слабой степени формализации, достаточно сложно визуализировать эту информацию.

    Важнейшей особенностью гуманитарных и, конечно, философских текстов является обращение к текстовым источникам и предшествующих поколений, и современных авторов. Специалисты в области математической логики, создавая модели исчисления цитат, отмечают, что цитирование таких текстов в принципе выходит за пределы физических возможностей вычислительной техники (А.М. Анисов). Но именно полезные особенности гипертекстовых систем наиболее адекватны многослойности и неоднозначности гуманитарного знания. Работа гипертекстовой обучающей системы позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению, широкую доступность возможностей образования, в том числе  и  наглядности; свобода в переходах по ссылкам сочетается с необходимостью придерживаться определённого направления, метода в этой деятельности.

    Расширение знания – первичная функция информационно-коммуникативных  технологий. Для того чтобы перейти к развитию мыслительной деятельности обучающихся, преподаватель должен выступать как главная фигура в конструировании образовательного пространства, направляя методологические поиски. Один из наиболее распространённых упрёков относительно информатизации учебного процесса — фрагментация знания и отсутствие полноценного контакта с преподавателем.  Но, как это не парадоксально, именно возможности асинхронной связи, о чём упоминалось выше, должны представить это общение в новом качестве, – индивидуализировать, обеспечить особое внимание студенту и доступность преподавателя, снимает психологические барьеры, увеличивает эффективность работы преподавателей. 

    На рынке труда, и сейчас в период кризиса, самыми востребованными качествами специалистов являются умение работать в команде, коммуникационные навыки, готовность адаптироваться к изменяющимся условиям. Эти требования обращены и к личности преподавателя. Можно говорить о том, что многое в сфере применения мультимедийных средств обучения соответствует критериям повышения качества образования. Но методологическая роль преподавателя должна проявляться и на новых более высоких уровнях образования: в магистратуре, работе с аспирантами. Если современные электронные учебные пособия созданы в основном по линейному типу организации материла (последовательно выстроенная информация), то курсы для элитных специалистов должны быть ориентированы на вхождение в проблемные ситуации развития теоретической мысли, то есть отвечать потребностям более высокого плана, нелинейному мышлению.

    Переглядів: 445 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz