Головна
Реєстрація
Вхід
Вівторок
25.07.2017
04:31
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 14 » Гуманітарна наука. Секція: 2. Межі та предметне поле соціогуманітарного знання. Автор роботи: І.С. Рождєственська
    22:00
    Гуманітарна наука. Секція: 2. Межі та предметне поле соціогуманітарного знання. Автор роботи: І.С. Рождєственська
    «Переосмысление отношений теологии и философии по М. Хайдеггеру»
     
      
    Рождественская Ирина Сергеевна

    Санкт-Петербургский государственный университет

    Направление I: «Гуманитарная наука»

    Секция 2: «Границы и предметное поле социогуманитарного знания»

     

    В лекции, прочитанной в Тюбингене в 1927 году и получившей название «Феноменология и теология», Хайдеггер утверждает: теология есть позитивная наука, и в этом качестве она полностью отличается от философии. Теология, полагает Хайдеггер, занимается наличным бытием, сущим, её сфера – сфера онтического, онтологическое же принадлежит философии, и только ей. Цель доклада - рассмотреть особенности взаимоотношения философии и теологии, исходя из фундаментальной онтологии Хайдеггера.

    Определение науки по Хайдеггеру звучит следующим образом: «наука – обосновывающее раскрытие всегда замкнутой в себе сферы сущего, или бытия, ради самой раскрытости». Фрайбургский философ выделяет науки о сущем, или онтическом, или же позитивные науки, занимающиеся наличным, и науки о бытии, точнее, одну, - онтологическую науку, философию, в самом принципе которой лежит иная установка: от сущего к бытию. Сущее, исследуемое позитивными науками, уже всегда в какой-то мере раскрыто, предъявлено, и позитивные науки различаются между собой лишь подходами к обнаружению и раскрытию сущего, и насколько они схожи по сути между собой, настолько они отличны от философии. Хайдеггер пишет: «теология в качестве позитивной науки в своей основе стоит ближе к химии и математике,  чем к философии», проясняя тот факт, что отношения между философией и теологией неправильно сводить к борьбе веры и разума, к противоречию мировоззрений. Теология как позитивная наука есть наука о христианской жизни, наука о вере. Философ даёт следующее определение веры: «вера есть способ существования человеческого здесь-бытия, которое, согласно его собственному свидетельству, сущностно связанному с этим способом существования, не исходит из здесь-бытия, не охватывается временем в нём, но проистекает из того, что открывается в этом способе существования – из содержания веры». Сущее, открываемое в вере, есть, прежде всего, историческое событие – распятие и воскрешение. Для Хайдеггера откровение есть не просто передача знания, но оно делает прислушивающихся участниками события, при этом «это «соучастие», протекающее только в существовании, даётся всегда верой и только как вера». Философ полагает, что вера, будучи усвоением откровения, сама становится христианским свершением, т.е. тем видом существования, который определяет фактическое здесь-бытие в его христианстве (Christlichkeit) в качестве специфической историчности. «Верить, - пишет Хайдеггер, - значит в верующем понимании существовать в откровенной, благодаря распятому, т.е. событийной истории».

    Итак, если теология есть наука о вере, и как наука целиком исторична, в каком контексте можно говорить об отношениях теологии и философии? Ответ на этот вопрос Хайдеггером в общих чертах даётся в 3-м параграфе «Бытия и времени», который носит название «Онтологическое преимущество вопроса о бытии», и даёт ключ к последующей интерпретации: бытийный вопрос нацелен на априорное условие возможности наук, исследующих сущее как таким-то образом сущее и движущихся при этом всегда уже внутри определённой бытийной понятности. Тем не менее, Хайдеггер уточняет: «не вера, а наука о вере как наука позитивная нуждается в философии», при этом не в обосновании своего Christlichkeit, а именно в научности. Речь идёт о том, что философия, как наука о бытии, представляет определённый фундамент того, что существует до определения верой. «Всякое сущее раскрывается только благодаря предварительному, хотя и не познанному, допонятийному пониманию того, что есть это затрагиваемое сущее и каково оно есть», - утверждает Хайдеггер. Предлагаемое философом далее очень схоже с демонстрацией обратной механики прыжка веры по Кьеркегору: вера есть воз-рождение, утверждает Хайдеггер, и христианское свершение как воз-рождение включает в себя устранение до-верующего, т.е. неверующего существования здесь-бытия. Речь идёт не об уничтожении, но о включении и экзистенциальном преображении, не о преодолении до-христианского здесь-бытия, но о включении его в верующее существование, расположение его в новой связи. Например, вина не есть просто теологическое понятие, но, как он демонстрирует в §58 «Бытия и времени», есть изначальное онтологическое определение существования здесь-бытия, и в это время только вера даёт первые указания по христианской её интерпретации. По мнению Хайдеггера, речь не идёт о том, что философия может заменить теологию, но лишь о том, что онтология служит только коррективом онтического, т.е. дохристианского содержания основных теологических понятий. «Формальное указание на онтологическое понятие выполняет, таким образом, функцию не связывания, а напро­тив - освобождения и направления на специфическое, то есть соответствующее вере раскрытие истока теологических понятий», - пишет философ. Охарактеризованная функция онтологии для него есть не управление, а «ис-правление», коррекция.

       Таким образом, возможность отношения философии и теологии Хайдеггер предлагает осмыслить исходя не из традиционного понимания противопоставления веры и знания, но, обращая внимание на значимость опыта существования до веры, на его изначальность и фундаментальность, предлагает рассматривать его как необходимо предшествующий, и потому с необходимостью учитывающийся как таковой. В этом контексте вера является, условно говоря, приобретённой, она не заложена в самом человеке изначально, и обосновывает сама себя. Философ подчёркивает историчность события распятия и воскрешения, сохраняя, тем не менее, экзистенциальную значимость события для верующего, подчёркивая его как воз-рождение, обращая внимание на то, что оно является со-бытием для верующего. Вера не является тем, что принимает каждый, поскольку речь идёт о принятии определённого исторического события и его экзистенциальных следствий. Вера всегда понимает себя путём веры. Не смотря на такую позицию в отношении теологии, некоторые идеи Хайдеггера, относящиеся как к фундаментальной онтологии, так и к христианской теологии, были восприняты протестантскими (Р. Бультман) и католическими теологами (М. Мюллер, Б. Вельте, Г. Зиверт, К. Ранер, И. Лотце).  

     

     

     

     

     

    Переглядів: 444 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz