Головна
Реєстрація
Вхід
Четвер
23.11.2017
18:46
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 15 » Феномен креативности как выражение парадигмальных культурных трансформаций
    23:16
    Феномен креативности как выражение парадигмальных культурных трансформаций

    Медникова Галина Сергеевна

    доктор филос. наук, проф. каф. культурологии Национального педагогического  университета имени М.П. Драгоманова 

    Феномен креативности  как выражение парадигмальных  культурных трансформаций

    Понятие креативность сегодня наиболее употребляемое в гуманитарных науках, поэтому существует необходимость концептуального осмысления данного феномена. Creato – в переводе с латинского созидание.  Но это понятие не тождественно понятию творчества и часто даже не совместимо с ним.  Креативность – это как бы «приземленное творчество», нацеленное не  на создание чего-то принципиально нового, а на нахождение эффективных, простых и быстрых решений для каких-либо житейских и деловых проблем,  работа с шаблонами творчества, подражание ему.

             Креативность понятие неклассического дискурса философствования, которое сформировалось в новых условиях бытия техногенно-компьютерной цивилизации, для которой характерен динамичный образ, стиль жизни. Такие  характеристики современного общества как неопределенность, изменчивость ситуаций, случайные взаимодействия, хрупкие, недостоверные идентичности; подвижные ценности становятся источником  креатива.  Единое информационно- интеллектуальное поле  и массовые коммуникации являются естественной средой креативности.

      Философия постмодерна задала новый дискурс осмыслению проблем бытия через ракурс повседневности, влияния информатизации и процессов визуализации на все сферы общества,  мировосприятие,  тип мышления человека.

             Для того чтобы понять суть креативности рассмотрим процесс её формирования   в  контексте  второй половины ХХ  века.

      а) информация, которая сегодня каждый год удваивается,  актуализировала потребность не в создании нового знания, а умение находить и эффективно интегрировать эту информацию  в свой профессиональный и повседневно-личностный опыт.  Важна креативно (необычно, адаптивно) оформленная информация, то есть поданная с учетом психологии, потребностей, запросов людей, которым она предназначается. В    современном потребительском обществе гораздо важнее не факт приобретения престижной вещи, а то, какой имидж сформирован результатом её  обладания. Часто платят за общественный статус, за информацию, которую будет сообщать окружающим  факт такого владения. А это и есть креативная составляющая  престижной вещи, за которую платят  деньги.

    б). Во второй половине ХХ века творчество уходит из сферы «высокого» в повседневную жизнь. Начиная с Возрождения понятие «творчество» было отделено от прагматической деятельности, стало связываться  только с искусством, созданием художественных и культурных образцов.  Ситуация  кардинально изменилась в 60-ые годы ХХ века, когда общество вступило в постиндустриальную фазу развития. В  обществе  потребления возникла необходимость быстро реагировать на нужды рынка, создавать и рекламировать принципиально новые продукты (например, кока-кола), осваивать новые реалии, области.  Если в индустриальную эпоху для осуществления производственной, коммерческой или любой другой деятельности творчество было необходимо в относительно небольших количествах, то  теперь сама  деятельность выходит на более сложный  социальный и технологический уровень, в которой соотношение креативных и репродуктивных моментов смещается в сторону первых. Как это не парадоксально звучит,  творчество стало пониматься как  «высокое», «среднее», «низкое». Новый симбиоз технологии, рациональной  репродуктивной  деятельности и творчества сформировал потребность в массовой, средней креативности, то есть творчества  «среднего уровня».     

         Этому способствовало и возникновение  новых видов деятельности через  сращивание производственной, предпринимательской, художественной составляющей, таких как мода, книгоиздание, создание медийных продуктов, туризм, вовлекающий в массовое потребление огромное количество исторических и культурных  ценностей, природные достопримечательности, сувениры, ремесла, концертную деятельность.   Целостность  конструкции этих новых областей  супериндустрии  задается и удерживается  благодаря  высокой доле креативности, огромному по сравнению с предыдущим периодом, вкладу творческих людей.

          в). Понятие креативность, в отличие от творчества, для которого необходимыми условиями является созерцательно-философский склад характера, мышления, классическое образование, склонность к упорному, каждодневному труду, характеризует нестандартные подходы  в организации  повседневной   деятельности, жизни, общения.  

       Креативность  часто связана с менеджерской работой, предполагает такие качества, как находчивость, смекалка, изобретательность, способность найти  нестандартное, быстрое и эффективное  решение любой проблематичной задачи, мобильность, решительность, изобретение  многочисленных и изощренных схем, нацеленных на достижение личной выгоды; придумывание и развитие самых разнообразных проектов, способных стать основой  доходной деятельности, будь то нетрадиционные виды торговли,  создание игр для компьютера, мобильных телефонов, музыкальных заставок, рекламы на чашках, майках, авторучках.

       Творчество связано с желанием основательно разобраться в проблеме, в окружающих вещах, явлениях, самом себе,  постичь нечто подлинное и глубокое о мире и о себе, чтобы наполнить жизнь смыслом. Это деятельность созерцательная, не нацеленная в отличие от креативности, на получение сиюминутного результата,  выгоды, пользы,  личностного успеха.

              Процесс протекания и того и другого характеризуется нестандартным («латеральным» – Эдвард де Боно)  мышлением, которое  основывается на разрыве стереотипов и формировании новых образов, нетривиальных решений.

       г). Визуализация повседневной жизни, информации, культуры также способствовала возникновению феномена креативности.  Когда речь идет о визуализации мышления, это не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления, а изменение самого его типа: с логического, линейного на ризоматическое. Визуальное – это образно-ассоциативное мышление, которое отличается от метафорического  мышления логически-вербального типа тем, что вместо десяти-одиннадцати ассоциаций может сгенерировать десять тысяч связей-ассоциаций (именно такое количество нейронов, по утверждению психологов, может обнять своими отростками один центральный образ-нейрон). Таким образом, визуализация  кардинальным образом меняет подход к классификации информации, которая ранее выстраивалась на принципах логического мышления, и благодаря случайным, разнонаправленным, непредсказуемым ассоциациям, эффективнее использует весь потенциал  мозга.

          Ризоматическое мышление, в котором однонаправленности развития  логики противопоставляется образ, дает возможность сформировать  объемный фокус  видения предмета, объекта и описать одновременно настоящие, прошлые, будущие результаты любого процесса. Переключаясь с логического (линейного) мышления на образно-ассоциативное (ризоматическое), мы выстраиваем новые связи, комбинируя образы, которые были невыносимо далеки друг от друга. В результате рождаются новые идеи, а существующие понятия приобретают новый смысл.

          


    Переглядів: 947 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz