В рамках международного научного форума
"Пространство гуманитарной коммуникации: институционализация академического сообщества"
24-26 сентября 2010
пройдет
І Международная научно-практическая
конференция
«Культурология в пространстве гуманитарной коммуникации»
Организаторы
НАЦІОНАЛЬНИЙ ПЕДАГОГІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
ІМЕНІ М.П.
ДРАГОМАНОВА
Інститут філософської
освіти і науки
Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова
Наукове товариство
студентів та аспірантів
Інституту
філософської освіти і науки
ІНСТИТУТ РЕЛІГІЙНИХ
НАУК СВ. ТОМИ АКВІНСЬКОГО
МГО «МОЛОДІЖНА
АСОЦІАЦІЯ РЕЛІГІЄЗНАВЦІВ»
ІНСТИТУТ ПРОБЛЕМ
СУЧАСНОГО МИСТЕЦТВА
АКАДЕМІЇ МИСТЕЦТВ
УКРАЇНИ
З нагоди 5-річчя Інституту філософської освіти і науки
НПУ ім. М.П. Драгоманова
Направление I
«ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Секция 1. Культурология как парадигма гуманитарного мышления
• Культурология
как специфически постсоветская сфера гуманитарного знания. Ее соотношение с
гуманитарными исследованиями на Западе.
• Докультурологические
рефлексии о культуре: философия культуры, социальная и культурная антропология,
история ментальностей, философия языка и философия искусства и т.д.
Адекватность применения термина «культурология» к имплицитным культурологическим
феноменам.
• Версии
происхождения и процесс институционализации культурологии в постсоветском
пространстве.
• Проблема
культурологических научных школ в Украине и за ее пределами.
• Критический
анализ стереотипов о культурологии.
• Судьба
культурологии как culturology на Западе после Лесли Уайта.
• Британская
традиция Cultural Studies и ее влияние на формирование культурантропологической
традиции в англоязычном научном мире.
• «kulturoznawstwo»
в странах Центральной Европы: общее и различное с постсоветской культурологией.
• Приоритетные
аспекты изучения культуры в классических и неклассических парадигмах
культурологии.
Секция 2. Культурология в системе гуманитарных дисциплин
• Пространство
междисциплинарной коммуникации как основа функционирования культурологии.
• Соотношение
философии культуры и культурологии: мировоззренческая база культурологии.
• Этическая
проблематика в культурологии. Биоэтика и ее роль в развитии неклассических
подходов в культурологии.
• Классическая
и неклассическая эстетика: взаимодействие с культурологией.
• Сектор
пересечения искусствоведения и культурологии.
• Сектор
пересечения религиоведения и культурологии.
• Диалог
культурологии с богословской традицией.
• Культурология,
этнология, этнография, народоведение. Оформление этнокультурологии как
отдельной дисциплины.
• Пути
взаимодействия культурологии и литературоведения.
• Соотношение
психологии культуры и культурологического психоанализа.
• Культурология
и социология культуры. Связь культурологии с системой социальных дисциплин.
Секция 3. Теоретическая культурология
• Теория
культуры: теория коллективного или индивидуального субъекта?
• Формирование
теории культуры и «философские повороты» ХХ века: филологический,
лингвистический, антропологический, нарративный, визуальный.
• Приоритетные
модели современной теории культуры: западный и постсоветский вектор.
• Проблема
адекватности «научных теорий культуры»: от первой антропологической «научной
теории культуры» Б. Малиновски к синергетическому проекту «научной теории культуры».
• Теория
моделей культуры, культурная динамика и культурогенетика.
• Философия
культуры и теория культуры – проблема соотношения теоретико-методологической
базы.
• Феноменология
и герменевтика как методы теоретической культурологии.
• Текст,
текстология и интертекстуальность в теории культуры.
• Интерпретация
и деконструкция как стратегии общения с текстом культуры
• Диалогистика
как философско-культурологическая модель. Концепты Чужого, Другого, Третьего в
контексте теории культуры.
• Теория
«транскультуры» как гуманитарный метапроект XXI века: pro et contra.
• Мультикультурализм
и его значение для теории культуры.
• «История
идей», «история понятий» и «концептотворчество», «терминотворчисть» в теории культуры.
• «Микроистория» и «макроистория» в культурологическом
контексте.
• Семиотика
культуры: семантика искусства и явлений повседневности.
• Психоанализ
от Фрейда до Миллера как способ культурологической интерпретации и создания
культурологических теорий.
• Концептуализация
визуальности: школы и направления.
• Медиафилософия
и медиакультура: концепции, теории, понятийный аппарат.
• Теория
киберкультуры, дигитальной культуры и виртуальной реальности.
Секция 4. Актуальные подходы исторической культурологии.
• Основные
методологические направления исследований исторической культурологии:
классические и неклассические подходы.
• Роль
историософии в развитии культурологического знания.
• Модели
динамики культуры.
• Линейность и
циклизм в истории культурологической мысли: от классической версии к
неклассической.
• Периодизация
всемирного культурно-цивилизационного процесса как проблема исторической
культурологии: методологические подходы.
• Архетипы и
культурные универсалии. Культурная конфигурация. Картина мира как основа
культурной конфигурации: космологическая, антропологическая, гносеологическая
модели.
• Культурология
Востока и Запада и методологические основы культурной компаративистики.
• Проблема
пограничных культур. «Бытие в промежутке» как признак культурной идентификации
маргинального субъекта.
• Антропологические
перспективы техногенной цивилизации.
• Славянские
культуры: культурологический анализ картины мира.
• Этноцентризм
и космополитизм как тенденции развития славянского культурного самосознания
• Украинская
культура на стыке культур: проблемы идентичности и толерантности.
• Концепт
национальной идеи и полифония путей его интерпретации.
Направление II
«ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Секция 1. Культурологическое образование.
• Культуролог
как носитель нового типа ментальности: новая формация гуманитариев или
«формирование креативной личности»?
• Культурология
как гуманитаристика (humanities) и проекты «культурологизации образования»:
расформирование классической дисциплинарной системы, внедрение
проблемно-ориентированного подхода, культурологизация средней и высшей
непрофильной школы.
• Современные
педагогические парадигмы: синергетическая, постмодернистская, психологическая
(и др.) в культурологическом образовании.
• Педагогическая
культурология как научно-образовательная концепция.
• Феноменолого-герменевтический
подход в культурологическом образовании.
• «Методика
преподавания культурологических дисциплин»: принципы, развитие, соотношение с
научной методологией культурологии.
• Болонский
процесс: социокультурные и мировоззренческие измерения. Адекватность внедрение
норм Болонского процесса в гуманитарном (культурологическом) образовании.
• Применение
культурологических методов в преподавании других гуманитарных дисциплин.
• Учебные
стратегии школы диалога культур и диалого-культурологического подхода в
образовании.
• Инновационный
опыт преподавания культурологии в университете (базовый и общеобразовательный
уровни).
• Преподавание
культурологии и художественной культуры в средней школе: украинские инновации,
российский опыт.
• Практика
международных и межрегиональных культурологических стажировок и обмена
специалистами (научными сотрудниками и преподавательскими кадрами).
Секция 2. Культурологические проблемы искусства.
• Проблема
определения понятия «художественная культура».
• Методологическая
специфика культурологического анализа искусства.
• Классический
дискурс эстетики и его трансформации в культурологии. «Искусство Истины» и
эстетика очарования.
• Неклассическая
эстетика авангарда и постмодернизма.
• Эстетические
проблемы актуальной художественной практики.
• Айстезис и
семиозис.
• Литературный
текст как образец мировоззренческой рефлексии: философско-культурологический и
семиотический анализ произведений художественной литературы.
• Доминанта
визуального искусства в современном художественном пространстве.
• Формальный
анализ художественного языка медиаискусства и проблема его жанровой специфики
(видео-арт, видеоинсталляция, net.art, sms-art, интерактивное искусство,
science-art, mobilephone-art, mail-art.
• Теория моды:
эстетико-культурологический ракурс.
• Кинематограф:
культурологическая интерпретация, киноведение, кинокритика.
• Практика
культурологических кинолекториев и киносеминаров.
Секция 3. Прикладные аспекты деятельности культурных институций
• Актуальные
проблемы менеджмента культуры.
• Культурные
институции и культурные проекты и их роль в развитии культурной среды.
• Культурная
политика зарубежных культурных центров (дипломатических представительств и
общественных организаций) в Украине.
• Общественно-политические
аспекты прикладной культурологии. Культуролог как эксперт в структурах власти.
• Музей как
образовательная модель конструирования картины мира: прагматичный, эстетический
и искусствоведческий направления образовательной деятельности музеев.
• Современное
искусство в классическом музее.
• Актуальные
проблемы и инновационный опыт музейной педагогики. «Визуальное мышление» и
«визуальная грамотность» в методологии музейной педагогики.
• Модели
коммуникации и механизмы арт-терапии в образовательной практике художественного
музея.
• Классические
и электронные библиотеки.
• Теоретические
и методологические основы феномена кураторства
• Менеджмент
галерейного дела: создание каналов коммуникации между художником и зрителем.
Предварительная программа конференции:
24.09.2010 г. -
приезд и поселение участников. Открытие форума. Круглые столы, мастер-классы,
презентации, лекции.
25.09.2010 г. -
работа секций и секционных мероприятий.
26.09.2010 г. -
свободный день. Отъезд участников.
ЕСЛИ ВЫ
ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СВОЕЙ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ СВОЕГО
ПРОЕКТА В РАМКАХ ФОРУМА, ТО ВЫ ИМЕЕТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ ДО
20 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА.
Организационные вопросы:
Рабочие
языки конференции: украинский, русский, английский
Требования к
тезисам:
Для
участия в конференции необходимо отправить по электронной почте на адрес оргкомитета
(обязательная тема письма - «ПГК-3») тезисы доклада, а также заполненную анкету
участника.
Следует
отправлять материалы и анкету вложенными файлами, названными таким образом:
фамилия и инициалы автора с указанным типом файла (тезисы, анкета), например:
Иванов К.К.
Тезисы доклада.doc, Иванов К.К. Анкета.doc
Текст
тезисов должен быть набран в редакторе WinWord-97 (и следующие версии); шрифт
Times New Roman; размер шрифта 12; интервал единичный; поля: верхнее 2 см, нижнее 2 см, левое 2 см, правое 1,5 см. Абзац – 0,5 см. Объем тезисов - до
двух страниц.
На
первом листе тезисов должно быть указано (титул материала):
Фамилия,
имя, отчество автора, его должность и название учебного или научного заведения,
которое он представляет, город, название секции, на которой он планирует
выступить (шрифт титульной надписи Times New Roman, размер шрифта – 14, с
использованием полужирного и курсивного подчеркивания), название работы (шрифт
Times New Roman, размер шрифта – 16, с использованием полужирного
подчеркивания).
Образец оформления титула тезисов:
Иванов
Константин Константинович, студент философского факультета
Московского
государственного университета, Москва (Россия)
Направление ІІ:
Прикладная культурология
Секция 1:
Культурологическое образование
«Сравнительная характеристика гуманитарного образования в России и
европейских университетах»
Если
автор(-а) желает(-ют) включить в состав тезисов список литературы, то он
подается в конце тезисов (не больше пяти названий) в алфавитном порядке. В
список литературы включается только та литература, на которую имеются ссылки в
тексте. Ссылки в тексте указываются в квадратных скобках: порядковый номер
источника и страницы (например, [1, с 134-135]) или ссылки на действующий
Интернет-ресурс.
Материалы
следует присылать до 1 сентября 2010 года по адресу: pgk@npu.edu.ua
ВНИМАНИЕ!
Обязательная
тема письма – «ПГК-3»
Организационный
комитет оставляет за собой право отбора, а также внесение правок в присланные
материалы.
Отобранные
тезисы выступлений будут опубликованы на сайте Научного общества студентов и
аспирантов Института философского образования и науки (http://ntsa-ifon-npu.at.ua//) до начала
работы конференции.
Выступление
на конференции одного докладчика должно длиться не более 3-5 минут (тезисное
изложение основных идей), поэтому перед началом работы секций рекомендуется
ознакомиться с содержанием докладов на сайте http://ntsa-ifon-npu.at.ua// в разделе
«Пространство гуманитарной коммуникации - 2010».
Участники,
которые взяли участие в конференции, на протяжении месяца могут подать статью в
специальное издание журнала Института религиозных наук св. Фомы Аквинского
«Колегія». Автор, приславший текст в Оргкомитет, но не выступивший с ним на конференции,
не может претендовать на публикацию.
Материалы,
несоответствующие требованиям или присланные позже указанного срока, к
рассмотрению не принимаются.
По
необходимости (нужно указать в анкете) Оргкомитет может выслать официальное
приглашение для участников.
Поселение в гостинице будет происходить 23 сентября и
24 сентября с 9.00 до 12.00.
К сожалению, комитет не имеет возможности покрыть
затраты на проживание и питание.
СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ: от 80 до 200 гривен за сутки
(11-26 долларов США).
РЕГИСТРАЦИЯ участников 24 сентября в 11.00
(г. Киев, Центральный корпус Национального педагогического
университета имени М.П. Драгоманова, зал заседаний Ученого
совета (231 аудитория), ул. Пирогова, 9)
Подробная информация тут
(українська версія)
http://ntsa-ifon-npu.at.ua/load/informacijnij_list_ta_anketa_pgk_3/1-1-0-23
(русская версия)
http://ntsa-ifon-npu.at.ua/load/informacionnoe_pismo_i_anketa_pgk_3/1-1-0-24
(english version)
http://ntsa-ifon-npu.at.ua/load/information_letter_and_application_form/1-1-0-25
УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ БЕСПЛАТНО
По всем вопросам, касающимся конференции, Вы
можете обращаться по электронному адресу оргкомитета:
pgk@npu.edu.ua сайт
http://ntsa-ifon-npu.at.ua/
и по телефону +380936026086
|