Горобець Ирина Владимирова
старший преподаватель
кафедры социально-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Донецкого
областного института последипломного педагогического образования, Донецк
(Украина).
Отражение барочной картины мира в произведениях
искусства (опыт культурологического
анализа на материале архитектуры)
В современном образовательном пространстве особую актуальность
приобретают вопросы, связанные с культурологическим подходом не только в изучении отдельных дисциплин, их циклов и
блоков, но в первую очередь - с
выстраиванием новой стратегии образовательной системы в целом. Такая парадигма
предполагает поиск и разработку соответствующих технологий. Но какими бы ни
были и ещё ни будут эти технологии, непременно каждая из них должна исходить из
необходимости организации живого общения с произведением искусства как
«выразителем» и «носителем» информационного и эстетического контекста эпохи. Анализ
произведений художественной культуры может разворачиваться по разным
направлениям, и традиционными здесь могут быть названы следующие типы анализа:
а) структурный (включает несколько видов в зависимости от особенностей
структуры произведения); социологический; коммуникативный; психологический. Все названные типы можно
определить как начальные и базовые в изучении произведений художественной
культуры, так как по большей части сосредоточены на специфике языка конкретного
вида искусства (живописи, графики, музыки, театра и т.п.) и контексте
творчества автора произведения.
Произведение же искусства, рассмотренное по отношению к культуре – это
всегда и прежде всего «образ мира», творимый автором. Он необыкновенно богат и
сложен, но обязательно включает в себя следующие составляющие:
- это «образ мира» современной творцу эпохи, её противоречивости и
неоднозначности;
- это «образ-переживание» актуальных для времени творца вопросов и
проблем;
-это выраженный в произведении искусства «образ-отношение» к современным
автору событиям, а также отношение к предыдущей истории развития культуры
человечества.
«Увидеть» и «услышать» всё это в художественном произведении и есть
основные задачи культурологического
анализа. Произведение искусства здесь понимается как феномен культуры,
который отражает в себе культуру, в рамках которой он возник, а с другой
стороны, и формирует культуру. Каждый из его видов (культурно-генетический,
культурно-эстетический, культурно-функциональный) конечной целью предполагает
попытку воссоздания целостного образа мира или же картины мира человека в ту или иную эпоху.
Картина мира как эстетический
образ мира, запечатлённый в произведениях материальной и духовной культуры и
дающий представление о мире на социально-психологическом уровне в сфере
мироощущения и миропереживания, включает в себя осознанное объединение
многообразных явлений действительности: научных достижений, особенностей
исторической, политической, религиозной ситуаций, ведущих философских идей и
течений эпохи. В рамках картины мира всё это предстаёт как целое, синтезированное
принятой в рамках той или иной культурной эпохи определённой системой ценностей
и смыслов.
Кризис идей антропоцентризма в западноевропейской культуре 16 века нашёл
выражение в формировании нового общеевропейского стиля – барокко. Его
стилистика в разных видах искусства обусловлена коренными изменениями в картине
мира. Поскольку ключевыми характеристиками картины мира являются представления
о пространстве и времени (А.Я.Гуревич), то именно их анализ позволит объяснить
особенности планового решения, характер композиции, оформление интерьеров
барочной архитектуры. Все изменения, произошедшие в архитектуре при переходе от
Возрождения к барокко на формальном уровне, вызваны к жизни теми или иными
изменениями в мироощущении. Архитектура как пространственный вид искусства в
рамках не искусствоведческого, а именно культурологического подхода
рассматривается как модель мироздания в рамках той или иной эпохи. Поэтому особенности
архитектурной формы могут быть поставлены в прямую зависимость от нового
мировосприятия и явиться новым способом высказывания нового в связи с этим
мироотношения. «Прочитать», например, собор и площадь святого Петра в Риме
(Л.Бернини) как выражение барочного мироощущения – это и есть конечная цель
культурологического анализа. Так, например, происходившее благодаря изменениям
в научной картине мира (Г.Галлилей, Дж.Бруно, И.Кеплер, И.Ньютон и др.)
разрушение ренессансного представления и конечном, замкнутом и гармоничном космосе нашло выражение в
динамичных, создающих иллюзию бесконечной текучести формах. Поэтому и не
наблюдается в архитектуре барокко правильный геометризм. Эллипс, трапеция, изогнутая и ломаная линия –
это теперь главные языковые средства мастера. Новый способ бытия человека,
нашедший выражение в философии (особенно Б.Паскаль), в искусстве обострил
внимание к разного вида контрастам. В архитектуре это новый способ объединения
частей внутри целого архитектурной композиции, характер сопоставления элементов
как в экстерьере так и интерьере, сосуществование архитектурных элементов со
скульптурным и живописным оформлением постройки. Изменения же в религиозной
ситуации эпохи во многом определили приоритеты
как видовой так и жанровой картине века.