Головна
Реєстрація
Вхід
Субота
23.09.2017
02:18
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 20 » «Религиозно-философское осмысление мироустройства в поэзии М.Волошина»
    22:46
    «Религиозно-философское осмысление мироустройства в поэзии М.Волошина»

    Поддубская Инна Валентиновна

    доцент кафедры украинской филологии и культуры Донецкого национального университета

    «Религиозно-философское осмысление мироустройства в поэзии М.Волошина»

    Творчество М.Волошина представляет бесспорный интерес с различных точек зрения – литературоведческой, искусствоведческой, философской, культурологической и т.д. Но любой его анализ окажется неполным, а то и ущербным, без осмысления мировоззренческих основ этой оригинальной личности. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть поэтические тексты М.Волошина с точки зрения отражения в них представлений автора о мироустройстве.

    Религиозно-философские идеи, воспринятые М.Волошиным в юности, оказали существенное влияние на формирование его личности. Прежде всего это основополагающие принципы теософии – единство всего существующего, идея кармы, идея перевоплощения. И хотя мировоззрение поэта претерпело значительную эволюцию за годы духовных «блужданий» (и в этом плане наиболее важным оказался поворот к православию), эти важнейшие для Волошина основы не потеряли значения. Своё восприятие мира поэт называет «духовно-религиозным». В одной из «автобиографий» М.Волошин пишет так: «Я родился 16 мая 1877 года в Духов День, когда «земля именинница». Отсюда, вероятно, моя склонность к духовно-религиозному  восприятию мира и любовь к цветению плоти и вещества во всех его формах и ликах. Поэтому прошлое моего духа представлялось мне всегда в виде одного из тех фавнов или кентавров, которые приходили в пустыню к св.Иерониму и воспринимали таинство Святого Крещения. Я язычник по плоти и верю в реальное существование всех языческих богов и демонов, и в то же время не могу его мыслить вне Христа» (Цит. по [3, с.30]).

    Названные мировоззренческие особенности тесно переплетаются в ткани поэтических произведений М.Волошина и являются важнейшим идейным источником многих из них. В этом плане очень показательно стихотворение «Подмастерье». (О важности этой поэзии для понимания мировоззренческих особенностей Волошина говорит он сам, называя «Подмастерье» своим «поэтическим символом веры» [1, с.149]).

    Так, «Подмастерье» несёт выразительный отпечаток идеи о перевоплощении и о единстве всего существующего.  Кроме того, в нём глубокий пантеизм автора сочетается с языческими идеями:

    … всюду – и в тварях и в вещах томится

    Божественное Слово,

    Их к бытию призвавшее…,

    а поэт – «…освободитель божественных имён, // Пришедший изназвать // Всех духов- узников, увязших в веществе…».

    По Волошину, основа бытия – огненная стихия. Неоднократно поэт акцентирует на этом внимание: В растенье и в камне – везде, // В горах, в облаках, над горами, // И в звере, и в синей звезде // Я слышу поющее пламя («Так странно, свободно и просто…»); Огонь есть жизнь. // И в каждой точке мира // Дыхание, биенье и горенье. // Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье – // Творящий ритм мятежного огня («Путями Каина. Трагедия материальной культуры»).

    Более того, огонь – стихия сакральная, символ божества. Об этом говорят строки «Владимирской Богоматери»:

    … В раскалённых горнах Византии,

    В злые дни гонения икон

    Лик Её из огненной стихии

    Был в земные краски воплощён.

    Таким образом, всё в мире объединено единым началом – божественным, сакральным, которое сродни огненной стихии.

    Человек – неотъемлемая часть этого целого. Возможно, связь образов огонь– солнце – пчела обусловила значимость в поэтическом мире М.Волошина образа пчелы. Неоднократно человек ассоциируется с пчелой. Например, в «Corona astralis»:

    Безумьем снов скитальный дух повит.

    Как пчёлы мы, отставшие от роя!..

    В стихотворении «Дети солнечно-рыжего мёда…» эта ассоциация предстаёт более развёрнутой. Автор очень лаконично в метафорической форме отображает научное представление о существовании человечества в Солнечной системе: Дети солнечно-рыжего мёда // И коричнево-красной земли – // Мы сквозь плоть в темноте проросли, // И огню наша сродна природа. // В звёздном улье века и века // Мы, как пчёлы у чресл Афродиты, // Вьёмся, солнечной пылью повиты, // Над огнём золотого цветка. Картина удивительно живописна. Она пронизана ощущением тепла, гармонии, красоты. И вместе с тем – дыханием вечности.  

    Мир, как считает поэт, существует по принципам Необходимости и Разума («Подмастерье»). «В судьбе человеческой нет случайностей, – пишет М.Волошин в «Ликах творчества». – То, что мы называем случайностями, можно сравнить с теми непроизвольными, бессознательными жестами, которые, возникая помимо воли, с тем большею чёткостью обнаруживают скрытую природу человека (Цит. по [2, с.181]). Но более высокие законы, по которым следует построить Вселенную, по мнению поэта, – это Свобода и Любовь («Подмастерье»).

    Духовные поиски привели М.Волошина к пониманию единства всего существующего и личной вовлечённости человека в глобальные процессы бытия и мироустройства: Весь трепет жизни всех веков и рас // Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас («Дом поэта»); В эти дни нет ни врага, ни брата: // Все во мне, и я во всех…(«В эти дни великих шумов ратных…»).

    Таким образом, своеобразное сочетание восточных и западных религиозно-философских идей в системе представлений М.Волошина о мироустройстве свидетельствует о сложности и  глубине духовного мира этой творческой личности.

     

    Литература

    1. Волошин М. Коктебельские берега: Стихи, рисунки, акварели, статьи / Сост. и авт. вступ. ст. и коммент. З.Д.Давыдов; Худож. В.М.Дозорец; Фот. А.В.Левин, С.Л.Приймак. – Симферополь: Таврия, 1990. – 248 с.: ил., 16 л. Ил. – (Дом Поэта).

    2. Волошин М.А. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков» / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Филиппова; Оформл., макет А.Гасникова. – Л.: Дет. Лит., 1991. – 270 с., ил.

    3. Купченко В. «В вечных поисках истоков …» / В.Купченко // Наука и религия. – 1990. – №2. – С.29-30.

     



    Переглядів: 844 | Додав: fon_G | Рейтинг: 2.0/1
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz