Головна
Реєстрація
Вхід
Неділя
24.09.2017
10:41
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 15 » «Мода в пространстве кино: философско-антропологический анализ»
    23:03
    «Мода в пространстве кино: философско-антропологический анализ»

    Ванда Ирина Сергеевна

    аспирант Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, Киев (Украина)


    «Мода в пространстве кино: философско-антропологический анализ»

    Исследование человеческого пространства и его бытийных смыслов актуализируется сегодня  благодаря новым достижениям и усовершенствованию предыдущих открытий во всех сферах нашей жизни. Особое внимание уделяется изучению реальности, открытию  новых измерений и возможностей постижения мира, в котором обнаруживаются альтернативы нашего существования.

    Кино и мода – два таинственных мира, которыми живет человек в ХХІ веке, проявляя и познавая себя в процессе погружения в них. Тогда как мода подчиняет данную ей современность, меняет ее и одновременно изменяется вместе с ней, - кинематограф подчиняет реальность, пленит не только сознание, но и нашу душу, заставляет нас по новому взглянуть на себя как на частицу пространственной бесконечности в информационном потоке смыслов.

    Среди большого количества научных работ посвященных исследованию моды или кино как отдельных феноменов, социальных явлений, особого культурного опыта современного человека, отсутствуют работы по изучению их идиоматического союза.  В тандеме моды и кино или же моды в кино, значение отдельных элементов отличаются от смысла, образующегося при их сочетании. На пути постижения истины кинематограф позволяет моде оставаться, прежде всего, искусством, отображая на экране ее концептуальное понимание времени, пространства и человека в них. Мода в свою очередь, открывает каждый фильм как новую для нас реальность. В работе «Философия моды» Л. Свендсен отметил, что «…без понимания моды невозможно адекватное понимание современного мира» [4, с.10]. Мода помогает кинематографу  понять,  почувствовать и передать образ человека, его ощущение реальности и себя в ней. Мода способна выразить «суть современного мироощущения: чувство нового, жажду перемен и выступает своеобразным механизмом изменения материальных и духовных ценностей» [3]. Данные процессы в гегелевской работе «Феноменологии духа» обозначаются как аттракция – особый вид специальной установки одного человека на другого, в которой представлено, прежде всего, эмоционально-положительное отношение к нему.

    Пример аттракции прослеживается уже в раннем кинематографе звукового периода, когда появляется культ кинозвезд. Кумирами как женщин, так и мужчин становятся такие «кинодивы» как Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Гарбо вводит в моду женственный тип мужского костюма. Дитрих – брюки, полностью соответствующие мужским. Кроме того они создают на экране облик холодной блондинки с тонкими выщипанными дугообразными бровями, который и по сегодняшний день интерпретируется в экранной плоскости. В советском кино внешность, стиль, манеры поведения и легкая пышнотелость Любови Орловой создают эталон женской красоты на экране и в жизни .

    Среди современных западных философов существует мнение, что мода – это своеобразный «культурный фильтр», разделяющий весь мир на элементы культуры и то, что не застуживает существования. Современная мода – это не только материальное корректирование реальности. По мнению Р.Барта «одежда служит для моды материальным основанием, в то время как сама мода является системой знаний в сфере культуры» [1, с.50]. Мода как вирус проникает во все сферы нашей жизни. А.Б.Гофман отмечает, что «трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось ее влияние» [2, с.7]. В синтезе моды и кино прослеживается смысловая фильтрация. Мода имеет возможность выбрать из бесконечности повседневной палитры те краски, которыми будет создана кинореальность. Цифровое кино, мода на компьютерную реставрацию реальности позволяют не просто создать такие фильмы как «Звездные воины», «Матрица», «Аватар», но и перевернуть наше сознание, открыть в нем новые уровни постижения смыслов, как это воспроизведено в кинофильме «Начало».

    Эпоха Модерна породила первые теории моды Т.Веблена, Г.Зиммеля, Г.Тарда, В.Зомбарта, которые послужили основой для современных. Среди них доминируют три основные трактовки феномена моды:

    -интерпретация моды на основе абсолютизации универсальности ее языка как царства чистого знака (Р.Барт, Ж.Бодрийяр),

    -понимание моды как рнеотъемлемой формы современной гедонистической культуры «эфемерного общества», отвечающей потребности личности в удовольствии и эстетической самореализации (Ж.Липовецки),

    -толкование моды как катализатора рыночной экономики.

    Различные проявления моды характеризуют способ бытия человека в мире, его образ жизни. Наличие же моды в кино – это признак тончайшего ощущения времени, его пространства и в них человека. Благодаря этому кинематограф, как и виноград, нарисованный древнегреческим художником Зевксисом (из Гераклеи), который птицы пытались клевать как настоящий,  создает ту реальность, в которую человек верит. Мы полностью включаемся в процесс аттракции и проникаем в новую, альтернативную для нас реальность.

     

    Литература:

    1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Р.Барт.-М.: издательство им. Сабашниковых, 2003.-512 с.(пер. с фр., вступ.ст. и сост. С.Н.Зенкина)

    2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. А.Б.Гофман - М.: КДУ, 2010.-228 с.(4-е изд. испр. и доп.)

    3. Гришаева Т.А. Мода как феномен современной культуры. Диссертация кандидата философских наук: 24.00.01/ Т.А.Гришаева. Ростов-на-Дону, 2008. – 125 с. (www.lib.ua-ru.net)

    4. Свендсен Л. Философия моды. Л.Свендсен.-М.: Прогресс-Традиция, 2007.-256 (пер. Шипунов А.)

     

     


    Переглядів: 38838 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz