Заварова Надежда Владимировна
аспирант кафедры киноведения Киевского национального университета театра, кино и
телевидения имени И.К. Карпенко-Карого, Киев (Украина)
«Миф
города и мир города в итальянском кино 40-60-х гг. XX столетия»
Город как смыслообразующая
структура европейской жизни, её главный ценностный ориентир – от античности до
современности. Образ города как культурный архетип и его роль в европейской литературе,
изобразительном искусстве, театре и музыке.
Мифологизация образа города в
европейской культуре. Образ Рима – Вечного города в европейской культурной
традиции.
Образ города в кинематографе I половины XX ст. – разнообразие интерпретаций,
эстетических мотиваций его использования и художественных решений. (Город как
историческая и современная среда, как фон действия, как структурный элемент
сюжета, как метафора и т.д.). Кино – дитя городской среды: первые фильмы
братьев Люмьер «Прибытие поезда» (1895), «Кормление младенца» (1895),
«Нетерпимость» (1916) Дэвида Уорка Гриффита: древность и современность,
объединившиеся во времени и пространстве, диалог культур, преображённый в цельном
монологе художественного образа. Берлин. Симфония большого города (1927)
Вальтера Рутмана: документальная поэма о городской действительности. «Метрополис»
(1927) Фрица Ланга – футуристический город и метафорическая антиутопия.
Театральный Париж Марселя Карне: «Дети райка» (1945) – жизнь, выступающая
метафорой искусства и творчества.
Освоение культурой трагической
реальности тотального крушения старого мира: Вторая мировая война и
кинематограф. Итальянское послевоенное кино в осмыслении опыта разрушения основ
бытия и культуры во время Второй мировой войны.
Столкновение мифа о прекрасном
Вечном городе с ужасающей реальностью уничтожения города и человека в
безжалостных перипетиях войны.
Опора на вечные ценности,
хранимые городом, и возникновение новых связей с «городом и миром» – общий
лейтмотив итальянских фильмов 40-60-х гг
Эволюция образа города в фильмах Роберто
Росселини «Рим – открытый
город» (1945),
«Путешествие в Италию» (1953),
Федерико Феллини «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь»
(1960), «Рим» (1972), «Амаркорд» (1973), Лукино
Висконти «Самая красивая» (1951), «Рокко
и его братья» ( 1960), «Смерть
в Венеции» (1971), Пьера Паоло Пазолини «Мама
Рома» (1962), Микеланджело Антониони, «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), Лилианы Кавани «Каннибалы» (1970).
От мифа – к реальности, от
реальности – к новому мифу (городские окраины, красноречивые в своём молчании
старые и новые римские камни в картине «Мама Рома» Пьера Паоло Пазолини, громкий
и разноголосый мозаичный «Рим» Федерико Феллини).
Раздвоение образа города,
рождение новой реальности, отчуждающей человека от города как символа новой
жизни, спасения и защиты. Нарастание во взаимоотношениях человека и города
мотивов одиночества, некоммуникабельности, безысходности. Кинематограф как
фиксатор развития образа города – от
полиса к мегаполису.
«Если я скажу тебе, что город, являющийся целью моего путешествия,
состоит из разных точек в пространстве и во времени, которые более или менее
обозначены то там то здесь, это еще не значит, что ты должен прекратить его
поиски. Возможно, пока мы говорим о нем, он как раз частями зарождается у
границ твоей империи; ты, можешь его обнаружить…» «Незримые города» Итало Кальвино как
метафора двойственного, призрачного существования образа классического города в
современном европейском сознании и культуре. Исчезновение мифа о Вечном городе
обозначает в то же время и его присутствие – в качестве смыслового ядра – в новом
мифе о городе, живущем в фильмах итальянских режиссёров 40-70х гг.
Город в кино – запечатленное
время, прошедшее, настоящее и будущее. В образе города, созданном режиссёрами,
воплощается полнота бытия, не ограниченная строгими временными рамками, что в
самом точном смысле слова реализует символическую, многосмысленную природу
кинематографического образа, адекватную смысловой наполненности образа города
как культурного архетипа.