Головна
Реєстрація
Вхід
Четвер
28.03.2024
23:36
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 18 » МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА РУБЕЖА ХІХ – ХХ ВЕКОВ (на примере Елисаветграда)
    12:49
    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА РУБЕЖА ХІХ – ХХ ВЕКОВ (на примере Елисаветграда)

    Кириченко Елена Ивановна

    доцент факультета искусств Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко, Кировоград (Украина)М

    ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА РУБЕЖА ХІХ – ХХ ВЕКОВ (на примере Елисаветграда)

    Художественный образ и культурные универсалии, его составляющие, та формула, через которую прочитывается онтологическая сущность идеи любого города, в том числе и провинциального. В урбанистике существует представление о городе как системе и о городе как тексте. Если в первом случае мы имеем дело с функциональными характеристиками разных сфер жизнедеятельности всей городской инфраструктуры, то в параметрах второй категории анализируется целостный образ города, в котором прочитываются культурные составляющие, иначе говоря, то, «что город говорит сам о себе» и то, как он воспринимается на разных этапах исторического времени. Среди направлений исследования городского культурного текста - системный, философско-антропологический, социокультурный и междисциплинарный подходы, в рамках которых городской текст рассматривается как многоуровневая система. Конкретные аспекты требуют конкретных методов изучения, выстраивающих метаязык описания и выявляющих текстовые дефиниции (геокультурную специфику, функциональные ориентиры, мифопоэтику городского пространства, семиотику города). Характерные особенности разных этапов развития Елисаветграда в контексте общего и регионального обнаруживаются с помощью историко-сравнительного метода; искусствоведческий образно-стилистический анализ помогает выявить культурные константы, непосредственно работающие на создание художественного образа в конкретных архитектурных сооружениях и других изобразительных реалиях городского пространства: семиотический принцип раскрывает знаковую природу смыслового наполнения образа города. Внутри выбранных методик работают дополнительные исследовательские приёмы, а в основе формирования базовой концепции для осмысления всего комплекса городского культурного текста оказывается системный подход.   

    Метод социокультурной реконструкции позволяет выявить смысловые доминанты елисаветградского текста, обусловленные спецификой истории города. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в провинцию приходит стиль модерн, проявивший себя, может быть, в не столь отчётливых и чистых формах, как в столицах, однако оставивший немало примет, сохраняющих представление о своей эпохе. Именно в этот период начал заметно преображаться и видоизменяться Елисаветград. Так как город был поставлен охранять, в нем неизбежно проявляется что-то рубежное – символический образ границы, града на краю, противостоящего опасному пространству дикой Степи. Таким Елисаветград был задуман и таким он простоял до смены статуса в 1861 г., когда перешёл в гражданское управление. Процесс стремительного обновления Елисаветграда осуществлялся в фокусе социокультурных программ эпохи, когда переустройство среды человеческого обитания происходило на повседневном, религиозно-философском и художественно-эстетическом уровнях. К рубежу веков важнейшим стимулом активного строительства становится разрешение на покупку и продажу городских земельных участков. За короткий период в городе возникло множество общественных зданий разных типов и жанров. Интенсивное развитие городской архитектуры в это время связано с именами двух представителей российской школы зодчества – А.Л.Лишневского и Я.В.Паученко. Петербург как прототип застройки и теперь остаётся в поле зрения елисаветградских архитекторов. Но происходит переосмысление официальных образцов в соответствии с местными возможностями. Градостроительная политика Елисаветграда определяется в это время двумя направлениями: продолжением принципов регулярного планирования пространства с формированием чётко выраженной урбанизированной структуры и популярной в конце столетия концепцией «города-сада», более всего отвечавшей географическому положению Елисаветграда и вместившей в себя целый комплекс новых структурных компонентов. В какие-то два десятилетия город стремительно разрастается, обретая новый смысловой и географический центр, включаясь в иную темпорализацию исторического времени и новые жизненные ритмы, трансформируясь из схематичного гражданско-государственного объекта в живой организм с развитой инфраструктурой. Как объект, противостоящий внешним стихийным силам природы (что присуще городу вообще), он пытается привнести внутреннюю гармонию в отношения человека и природы, чему и способствует его стремительное превращение в город-сад, особенно актуальное в условиях жаркого сухого климата и продуваемой ветрами степи.

    Исследование роли власти в параметрах культурно-социологического метода и выявление специфики управления провинциальным городом в новых условиях приоткрывает многие важные стороны в оживлении городской среды. Эквивалент значимости основных шагов местных властей в сторону облагорожения Елисаветграда измеряется не только активностью строительства вообще, но внедрением новейших технологий времени, обеспечивавших вступление города в эру прогресса. Программа переустройства города как архитектурного объекта может рассматриваться в рамках семиотического метода, позволяющего взглянуть на город как на семантический текст с определёнными знаковыми обозначениями (по В.Н.Топорову): каждый уровень и квартал города имеет свою отдельную семантику, свою функцию. В Елисаветграде рассматриваемого периода все основные смысловые центры городской структуры – магическо-юридический, религиозно-магический, экономический – располагаются в центральной части. Хотя тройное разделение пространства не было столь чётким, оно подспудно отображало сохраняющееся на архетипическом уровне деление общества на жрецов, воинов и обычных селян. 

    В зонировании и структурировании елисаветградского пространства среда обитания распределена по традиционно сложившейся схеме: центр и периферия. В центре находится наибольшее количество властно-административных структур, учреждений культуры, культовых сооружений, архитектурных ансамблей, имеющих историческую ценность, и т.д. Кроме того, центр – это территория, которую регулярно или периодически посещают все горожане. К периферии идет нарастание энтропии, выраженное однообразием и монотонностью типовой застройки, незначительным количеством культурных и административных учреждений. В рассматриваемый период здесь наметились значительные новшества, изменявшие смыслы городских территорий, постепенно произошла смена ритмической организации городской жизни, что символически отобразилось в появлении нового семантико-географического центра: теперь основная жизнь переместилась из радиуса военно-административных сооружений с плацем и кавалерийским училищем в район здания Городской думы и озеленённого бульвара перед ним.

    Рассматривая формирование художественного образа Елисаветграда в разных методологических аспектах, мы используем многообразие культурных универсалий, составляющих модель провинциального культурного текста, которая носит системный характер. Подобная методика позволяет охватить обозначенное явление в полном объёме

    Переглядів: 972 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляється системою uCoz