Кириченко
Елена Ивановна
доцент факультета искусств Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко, Кировоград (Украина)М
ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА РУБЕЖА ХІХ – ХХ ВЕКОВ (на примере Елисаветграда)
Художественный образ и культурные универсалии, его составляющие, та формула, через
которую прочитывается онтологическая сущность идеи любого города, в том числе и
провинциального. В урбанистике
существует представление о городе как системе и о городе как тексте. Если в
первом случае мы имеем дело с функциональными характеристиками разных сфер жизнедеятельности
всей городской инфраструктуры, то в параметрах второй категории анализируется
целостный образ города, в котором прочитываются культурные составляющие, иначе
говоря, то, «что город говорит сам о себе» и то, как он воспринимается на разных
этапах исторического времени. Среди
направлений исследования городского культурного текста - системный,
философско-антропологический, социокультурный и междисциплинарный подходы, в
рамках которых городской текст рассматривается как многоуровневая система. Конкретные аспекты
требуют конкретных методов изучения, выстраивающих метаязык описания и выявляющих текстовые дефиниции (геокультурную
специфику, функциональные ориентиры, мифопоэтику городского пространства, семиотику города). Характерные особенности разных
этапов развития Елисаветграда в контексте общего и регионального обнаруживаются
с помощью историко-сравнительного метода; искусствоведческий образно-стилистический
анализ помогает выявить культурные константы, непосредственно работающие на
создание художественного образа в конкретных архитектурных сооружениях и других
изобразительных реалиях городского пространства: семиотический принцип
раскрывает знаковую природу смыслового наполнения образа города. Внутри выбранных
методик работают дополнительные исследовательские приёмы, а в основе
формирования базовой концепции для осмысления всего комплекса городского
культурного текста оказывается системный подход.
Метод
социокультурной реконструкции позволяет выявить смысловые доминанты
елисаветградского текста, обусловленные спецификой истории города. На рубеже ХІХ-ХХ вв. в провинцию приходит стиль модерн, проявивший себя, может
быть, в не столь отчётливых и чистых формах, как в столицах, однако оставивший
немало примет, сохраняющих представление о своей эпохе. Именно в этот период начал заметно преображаться и видоизменяться
Елисаветград. Так как город был поставлен охранять, в нем неизбежно проявляется что-то рубежное – символический образ границы, града на
краю, противостоящего опасному пространству дикой Степи. Таким Елисаветград был
задуман и таким он простоял до смены статуса в 1861
г., когда перешёл в гражданское управление. Процесс стремительного обновления
Елисаветграда осуществлялся в фокусе социокультурных программ эпохи, когда
переустройство среды человеческого обитания происходило на повседневном,
религиозно-философском и художественно-эстетическом уровнях. К рубежу веков важнейшим
стимулом активного строительства становится разрешение на покупку и продажу
городских земельных участков. За короткий период в городе возникло множество
общественных зданий разных типов и жанров. Интенсивное развитие городской
архитектуры в это время связано с именами двух представителей российской школы
зодчества – А.Л.Лишневского и Я.В.Паученко. Петербург как прототип застройки и
теперь остаётся в поле зрения елисаветградских архитекторов. Но происходит
переосмысление официальных образцов в соответствии с местными возможностями.
Градостроительная политика Елисаветграда определяется в это время двумя
направлениями: продолжением принципов регулярного планирования пространства с
формированием чётко выраженной урбанизированной структуры и популярной в конце
столетия концепцией «города-сада», более всего отвечавшей географическому положению
Елисаветграда и вместившей в себя целый комплекс новых структурных компонентов.
В какие-то два десятилетия город стремительно разрастается, обретая новый
смысловой и географический центр, включаясь в иную темпорализацию исторического
времени и новые жизненные ритмы, трансформируясь из схематичного
гражданско-государственного объекта в живой организм с развитой
инфраструктурой. Как объект, противостоящий внешним стихийным силам природы (что присуще городу
вообще), он пытается привнести внутреннюю гармонию в отношения человека и природы, чему и способствует его стремительное превращение в город-сад, особенно актуальное в условиях жаркого сухого
климата и продуваемой ветрами степи.
Исследование
роли власти в параметрах культурно-социологического метода и выявление
специфики управления провинциальным городом в новых условиях приоткрывает
многие важные стороны в оживлении городской среды. Эквивалент значимости
основных шагов местных властей в сторону облагорожения Елисаветграда измеряется
не только активностью строительства вообще, но внедрением новейших технологий
времени, обеспечивавших вступление города в эру прогресса. Программа переустройства города как архитектурного
объекта может рассматриваться в рамках семиотического метода, позволяющего
взглянуть на город как на семантический текст с определёнными знаковыми
обозначениями (по В.Н.Топорову): каждый уровень и квартал города имеет свою
отдельную семантику, свою функцию. В Елисаветграде рассматриваемого периода все
основные смысловые центры городской структуры – магическо-юридический, религиозно-магический,
экономический – располагаются в
центральной части. Хотя тройное разделение пространства не было столь чётким,
оно подспудно отображало сохраняющееся на архетипическом уровне деление
общества на жрецов, воинов и обычных селян.
В зонировании и структурировании елисаветградского пространства среда обитания распределена по традиционно
сложившейся схеме: центр и периферия. В центре находится наибольшее количество властно-административных структур, учреждений культуры, культовых сооружений, архитектурных ансамблей, имеющих историческую ценность, и т.д. Кроме того, центр – это территория, которую регулярно или периодически посещают все горожане. К периферии идет нарастание энтропии, выраженное однообразием и монотонностью типовой застройки, незначительным количеством культурных и административных учреждений. В рассматриваемый
период здесь наметились значительные новшества, изменявшие смыслы городских
территорий, постепенно произошла смена ритмической организации городской жизни,
что символически отобразилось в появлении нового семантико-географического
центра: теперь основная жизнь переместилась из радиуса военно-административных
сооружений с плацем и кавалерийским училищем в район здания Городской думы и озеленённого
бульвара перед ним.
Рассматривая формирование художественного образа
Елисаветграда в разных методологических аспектах, мы используем многообразие
культурных универсалий, составляющих модель провинциального культурного текста,
которая носит системный характер. Подобная методика позволяет охватить
обозначенное явление в полном объёме