Головна
Реєстрація
Вхід
Четвер
23.11.2017
18:41
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 17 » «Медиа-культурология: вериги междисциплинарности»
    19:15
    «Медиа-культурология: вериги междисциплинарности»

    Стародубцева Лидия Владимировна

    доктор философских наук, профессор,  заведующая кафедрой медиа-коммуникаций Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина

    «Медиа-культурология: вериги междисциплинарности»

    Ответ на пресловутый вопрос фундаментальной онтологии культуры – о «сущности» и «существовании» культуры – как известно, зависит от академических догм и университетских докс, от спектра конвенциональных дефиниций: культура как ценность, культура как деятельность, культура как норма, культура как текст, культура как игра, культура как память и т.д. В информационном обществе спектр определений понятия «культура» невольно дополняется раскрытием еще одного понятийного ракурса, связанного с рождением феномена медиакультуры, а границы «онтологического поля» культурологии расширяются в соответствии с пониманием культуры как медиума. Впрочем, культуре извечно присуще свойство медиальности, она издревле служила «переходом», связующим звеном: первоначально – между человеком и Богом, посю- и потусторонним мирами, впоследствии – между персональным и имперсональным, историческим и современным, а также между традиционным и инновационным, естественным и искусственным, органическим и техногенным, et cetera. Однако в начале XXI столетия, когда понимание медиальной функции культуры окрашивается в новые смысловые оттенки и обретает новые коннотации, связанные с дигитальной революцией, виртуализацией реальности и гипермедиатизацией, появляется достаточно оснований поставить вопрос о медиа-культурологии как новой модели фундаментальной онтологии культуры эпохи New Media.    

    Контаминация двух полисемантичных понятий: «медиа» и «культурология» – вызвано отнюдь не дерзким устремлением вопреки бритве Оккама умножать сущности без необходимости. Это и не способ артикуляции очередного тематического раздела культурологии, и не словесная эквилибристика, имеющая целью изобретение очередного квазинаучного конструкта, но, скорее – попытка перебросить ментальные мосты между двумя сферами гуманитарного знания: культурологией и медиологией. В отличие от первой, «медиология» пока еще не имеет широкого академического признания и обладает весьма неопределенным статусом в системе гуманитарных наук. Сам термин «медиология» (в других вариантах перевода – «медиалогия»), предложенный Режи Дебре, оказался не более чем многообещающей научной декларацией и до сих пор нередко оспаривается в среде медиа-теоретиков, которые предпочитают ему более скромные дефиниции «media studies» или «medienwissenschaft». Возможно, одна из причин того, что «медиология» пока еще не имеет университетских кафедр и не входит в реестры квалификационных дисциплин – размытость самого понятия «медиа», которое со времен Маклюэна донельзя распахнуло границы своего семантического поля, доныне остается заманчиво неоднозначным и в самом широком смысле толкуется как «расширение», «опосредование».

    Что же роднит медиологию и культурологию? Обе эти дисциплины, возникшие в ХХ столетии, имеют достаточно сложный и противоречивый предмет с гибкими, прозрачными, неизбывно ускользающими границами. Когнитивные стратегии обеих дисциплин опираются на сходные принципы: методологический плюрализм, кросскультурный подход, компаративность, междисциплинарность. Рождение обеих дисциплин – ответ на зов времени с его поиском метанаучных, интегративных теоретических моделей, противящихся традиционным таксономиям и классификационным барьерам узко дифференцированного знания.

    Объединяя медиологию и культурологию в единый теоретический комплекс «медиа-культурология», мы не сужаем эту сферу знаний, сводя ее к исследованиям медиакультуры и систем массовой коммуникации (в таком случае медиа-культурология являлась бы всего-навсего еще одним теоретическим подходом к изучению культуры, наряду с аксиологией культуры, герменевтикой культуры, морфологией культуры, семиотикой культуры и т.д.), а, напротив, распахиваем границы обеих дисциплин навстречу друг другу, исходя из той концептуальной парадигмы, которую условно можно выразить в формуле «культура как медиум».

    Давно замечено: науку определяет не столько ее предмет, сколько ее метод. Медиа-культурология (так же, как и ее прародители: медиология и культурология) – сфера принципиально междисциплинарная, и потому ее методологический инструментарий представляет собой нечто вроде «вавилонской башни многоязычия», смешение различных теоретических моделей, установок, подходов и принципов. Иными словами, медиа-культурология предполагает использование так называемых «мягких» (soft) и «ситуативных» (ad hoc) методологий, свободную миграцию методов  между различными гуманитарными науками: философией, историей, социологией, психологией и т.д.

    В каком-то смысле, метод медиа-культурологии состоит именно в отсутствии метода, в осознанном отказе от любого «методологического принуждения» и «методологического монизма». Это синтетический способ познания, который не ограничен нормативными рамками той или иной гуманитарной дисциплины и вольно движется между ними. При этом междисциплинарность не только дарует иллюзию свободы, но и представляет собой род теоретической аскезы – служит тяжелыми цепями, оковами и веригами. Их ношение добровольно: оно предполагает, с одной стороны, очерчивание концептуального пространства исследований культуры, которая была и остается по сути «медиальной», с другой – разметку контуров понимания медиа как культурного жеста бесконечной трансгрессии, «расширения» и «опосредования», смещения пределов понимания культуры, которая «живет в топосе вечно движущихся границ».

     

    Переглядів: 660 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz