Головна
Реєстрація
Вхід
Понеділок
20.11.2017
22:56
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2010 » Листопад » 21 » «Культурологическая компаративистика в структуре гуманитарных исследований»
    23:14
    «Культурологическая компаративистика в структуре гуманитарных исследований»

    Павильч Александр Александрович

    доцент кафедры культурологии Минского государственного лингвистического университета, Минск (Беларусь)

    «Культурологическая компаративистика в структуре гуманитарных исследований»

    Степень научной разработки культурологической компаративистики в историографии проблемы, как правило, ограничивается изучением отдельных форм, видов и типов культуры, выступающих в качестве объектов сравнительного анализа. Культурологическая компаративистика как исследовательская модель еще не стала предметом специального анализа и нуждается в своем обосновании. Анализ научных источников подтверждает необходимость разработки концептуального подхода к исследованию статуса, содержания и функций компаративистики, изучения ее теоретических основ, обоснования сферы и проблемных направлений исследования.

    Термин культурологическая компаративистика отличается многоаспектностью содержания, что выражается в одновременном обозначении научной отрасли и исследовательской парадигмы. Культурологическая компаративистика как парадигма представляет собой, с одной стороны, модель организации исследований культуры, включающую совокупность теоретических установок, методологических подходов; с другой – систему фундаментальных знаний, полученных на основе сравнительного изучения феноменов культуры.

    Становление статуса культурологической компаративистики охватывает длительный процесс накопления опыта сравнительного изучения культуры и формирования его научных основ. Истоки компаративистики прослеживаются задолго до формирования сравнительно-исторической парадигмы исследований, утверждавшейся с XIX вв. и развивавшейся во многих отраслях гуманитарного знания. Эволюция компаративистики в культурологическом знании прослеживается параллельно со становлением сравнительного метода как способа познания. Элементы компаративистики как научного подхода впервые встречаются в античности и характеризуются исследовательской синкретичностью, что выражалось в отсутствии предметной дифференциации в анализе фактов социокультурной действительности. Классическая парадигма компаративных исследований культуры складывалась благодаря лингвистическим поискам и историко-археологическим открытиям, опыту европейского просветительства, трансцендентальной философии и западной социокультурной антропологии.

    Поскольку в западной научной традиции термин культурология не получил достаточного распространения, то содержательными эквивалентами отраслей, связанных с традицией сравнительного изучения социокультурных феноменов, являются этнография, этнология, социальная и культурная антропология. В качестве аналога культурологической компаративистики рассматривают утвердившиеся в рамках антропологии кросскультурные исследования. Многие ученые признают их содержательную тождественность, и все различия обычно сводятся к лингвистической стороне несоответствий, обусловленных разной терминологией. Сущность культурологической компаративистики не исчерпывается содержанием, проблемными направлениями и методологическим потенциалом кросскультурных исследований. Их объединяет структура исследовательских процедур, в которых основным инструментом является компаративный метод.

    Границы философской и культурологической компаративистики определяются их разными предметами и проблемами исследования. Предметная сфера философской компаративистики охватывает сравнение философских систем, традиций, учений, школ и направлений, форм философского знания и типов сознания, разных способов мышления и философствования, соотношение творчества и взглядов отдельных персоналий, сравнительное исследование понятийного аппарата в различных философских культурах и др. Исследовательской сферой культурологической компаративистики правомерно считать межкультурный дискурс как феномен социокультурной действительности, анализ которого составляет междисциплинарную область изучения. Соответственно предметное поле культурологической компаративистики охватывает многоуровневые соотношения и взаимодействия между культурными формами, процессами, системами в контексте исторических, локальных и конфессиональных типов культуры и предполагает последующее установление аналогий, выявление специфики функционирования культурных универсалий в разных системах, определение содержания межкультурных различий. Понятие дискурс, традиционно использующееся для обозначения вербализованных фактов социокультурного пространства, не ограничивается отношением исключительно к артефактам речевой деятельности. Межкультурный дискурс является проекцией интерактивных процессов социокультурной динамики в синхроническом и диахроническом аспектах.

    Основные проблемные направления культурологической компаративистики охватывают: изучение генезиса отдельных культурных форм, определение закономерностей и детерминант их эволюции и дальнейшей трансформации; исследование проблем преемственности и совместимости культурных традиций; моделирование генотипов культуры как совокупности фундаментальных характеристик, устойчивых концептов, ментальных схем, семиотических констант, символических языков культуры, стилистических принципов, определяющих историческую, этнонациональную, конфессиональную коннотацию содержания социокультурного пространства; изучение факторов, обусловливающих специфику культурных систем и их структурных компонентов; изучение диффузионных явлений и заимствований в социокультурном пространстве, анализ феноменов культурного пограничья.

    Культурологическая компаративистика не исчерпывается лишь сравнительным методом и наряду с ним включает совокупность других научных методов и подходов. Описательный подход в компаративистике способствует накоплению необходимой для сравнительного анализа информации. Дихотомический подход в компаративистике направлен на упорядочение и систематизацию информации, собранной на этапе описания. Этнографические наблюдения и полевые исследования обеспечивают фактическую базу культурологической компаративистики. Компаративистика соприкасается с проблемой понимания и использует методологические наработки герменевтики; предполагает обращение к каузальному анализу, направленному на установление причинно-следственных отношений и выявление факторов детерминированности специфики культурного явления.

    Дифференцируют имплицитные и эксплицитные модели сравнения, которые отличаются принадлежностью объектов сравнительного анализа к одному или разным системным образованиям и соответственно сопровождаются установлением степени различия между явлениями и определением причинно-следственных отношений внутри одной или в рамках разных систем. В компаративистике различают синхронический аспект сравнительного анализа, определяющий соотношения между целостными системами или отдельными явлениями культуры, сосуществующими в одном временном пространстве, и диахронический, охватывающий сравнение культурных объектов на разных временных этапах с целью установления характера и степени изменений и закономерностей их протекания.

    Статус культурологической компаративистики определяется ее положением и ролью в системе социального и гуманитарного знания, оригинальностью предметного поля и научных задач. Несмотря на пересечение предметных и проблемных сфер культурологической компаративистики, кросскультурных исследований, компаративных традиций в философии, социальном и гуманитарном знании, каждая из научных отраслей отличается собственными подходами, технологиями и целями сравнительного анализа. Интеграция теоретико-методологического опыта в компаративных исследованиях культуры позволяет дополнить известные концепции и традиционные подходы за счет расширения теоретических и эмпирических ресурсов, направленных на организацию исследования, обеспечение эффективных и объективных результатов.


     

    Переглядів: 3457 | Додав: fon_G | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Листопад 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz