Головна
Реєстрація
Вхід
П`ятниця
20.10.2017
14:21
| RSS
Студентське наукове товариство Інституту філософської освіти і науки


  • Головна сторінка
  • Інформація про сайт
  • Каталог файлів
  • Каталог статей
  • Форум
  • Фотоальбоми
  • Гостьова книга
  • Зворотній зв'язок
  • ПРОЕКТ ПГК
  • Дошка оголошень
  •  
    
    Наша електронна скринька NTSA_IFON@NPU.EDU.UA
     Дневник 
    Головна » 2009 » Жовтень » 15 » Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: В.В. Устюгова
    21:17
    Гуманітарна освіта. Секція: 3.Підготовка кваліфікованих кадрів в системі гуманітарної освіти. Автор роботи: В.В. Устюгова

    «Из практики преподавания курсов по истории мировой культуры в классическом университете»

     

    Устюгова Вера Васильевна,

    доцент Пермского государственного университета, Пермь.

    Секция: Подготовка квалифицированных кадров

    в сфере гуманитарного образования

     

    Автор данного сообщения имеет честь вести курсы по истории мировой культуры на историко-политологическом факультете Пермского государственного университета. Это лекционный курс «История мировой и отечественной культуры (новое время)» и спецкурс «История мирового кино», а также рассчитанный на три года спецсеминар «Россия – Запад: диалог культур. История модернизма». Кроме этого читаются лекции по сугубо исторической тематике, в частности ведется курс «Источниковедения истории России».

    Практика проведения настоящих предметов является хорошей основой для определения их взаимодействия. Убеждение в том, что основой любой гуманитарной дисциплины и любого исследования в области гуманитаристики являются документы, тексты, источники формирует курс по источниковедению. Источники находятся в пограничных сферах всех гуманитарных наук, для всех для них документ, произведение это первичная данность, на базе которой может быть производиться исследование и складываться преподавание предмета. Новизна любого исследования (вплоть до студенческой дипломной работы) определяется степенью изученности данной проблемы и кругом впервые выявленных и привлеченных источников. Также и интерес любого преподавательского курса определяется степенью самостоятельности студента или аспиранта при работе с источниками.

    Доказательством тому служит традиция проведения спецсеминаров на нашем факультете и их большая популярность среди студентов. Спецсеминары связываются со специализацией студентов по той или иной кафедре. В их рамках проводятся лектории, коллоквиумы, защиты курсовых, презентации дипломных проектов, преддипломные выезды для работы в центральные библиотеки и архивы, студенческие конференции. Студенты самостоятельно осваивают произведения, в то время как на лекциях они лишь узнают о них на слух или в лучшем случае видят произведения архитектуры и искусства на слайд-шоу преподавательских презентаций. И это уже хорошо, что в настоящее время учебные заведения получили возможность оборудовать свои аудитории экранами и видеопроекторами, прежде же преподавателям приходилось приносить на занятия тонны художественных альбомов, а доходили последние только до самых заинтересованных учеников.

    На спецсеминарах же студенты имеют возможность посещать галереи и музеи, знакомиться с творениями архитектуры и готовить собственные выступления, например, по истории архитектуры своего родного города, например, такие как «Стиль модерн в Перми» или «Творчество Баухауза и Пермь». Выпадает и редкая возможность посещения во время преддипломных практик столичных музеев и исторических усадеб – «Ясной Поляны» или «Абрамцева».

    Студенты читают произведения литературы, пусть и в современных электронных версиях. Некогда один наш старый профессор говорил нам: «Читайте Гомера сейчас, у вас никогда не будет больше повода его прочитать». И, безусловно, нужно видеть восторг современной молодежи, когда они читают на английском стихи Уильяма Блейка, когда они открывают, что переживали те же чувства, что герой прустовской эпопеи Сван, или даже просто начинают иначе воспринимать М. Булгакова, проглатывая залпом «Записки юного врача». Эти произведения становятся их собственным человеческим багажом, вне зависимости от того, кем они в дальнейшем будут по профессии. В этом, наверное, и есть суть классического гуманитарного (человеческого) образования.

    Большим подспорьем в преподавании курсов по истории культуры ХХ века, а именно истории кинематографа, является в нашем городе недавно созданная Пермская Синематека. Она действует по образцу других европейских синематек, кроме того, устраивая специальные клубные показы и провидя международные фестивали, такие как, например, фестиваль документального кино «Флаэртиана». Предоставляет она свои фонды и залы для показа фильмов студентам самых разнообразных пермских вузов и самых разных специальностей (режиссеров, актеров, журналистов, историков, культурологов, политологов). Особенно большим разнообразием отличается собранная на ее базе коллекция раннего кино, а также экспериментального кино, созданного в различные десятилетия и в различных странах. Поскольку автор имел возможность проходить в свое время стажировку во ВГИКе, то может свидетельствовать, что ее фонды не уступают вгиковской фильмотеке.

    Здесь студенты имеют прекрасную возможность познакомиться с ярмарочным или балаганным кинематографом, ощутив себя его первыми зрителями, глядя на фильмы бр. Люмьер, Ж. Мельеса, Ф. Зекка, продукцию кинофабрик «Бр. Пате», «Витограф», «Кистоун». В сравнении познаются особенности русской дореволюционной киношколы, кинематографа Я. Протазанова, Е. Бауэра. П. Чардынина. Во всем разнообразии представлен киноавангард – немецкий киноэкспрессионизм, французский и светский авангардизм, и в тоже время классика европейского кино – фильмы Э. Любича или Д.Й. Гриффита. Студенты могут углубленно изучать особенности европейской документалистики – творчество Р. Флаэрти и английской школы документального кино, В. Руттмана и вертовских киноков.

    Материалы фильмов этого, также как и последующего периодов, необходимо изучать не только в рамках курсов по истории культуры, но сугубо исторических дисциплин, таких как политология, этнология, источниковедение. Что касается источниковедения, то логика развития современности естественно подводит к изучению новых исторических и социокультурных феноменов и новых текстов, привлечения огромного круга аудиовизуальных источников. Именно последние позволяют изучать эмоциональную сферу жизни человека, да и просто историю повседневной жизни.

    Тем более что сегодня изменился сам принцип репрезентативности исторических источников. Иное значение приобретают художественные и личные источники, потому что именно они рассказывают непосредственно о человеке. А законы, нормативно-распорядительные акты, печать дают официальную трактовку событиям, они больше повествуют об официальной истории. И большинство материалов, поступивших в архивы, представляют собой заботу государства о самом себе, своей истории. Поэтому сегодня происходит переоценка свидетельств, их подлинности, представительности и происходит обращение к источникам, прежде оказывавшимся вне поля исследовательских и преподавательских практик, к материалам новых архивов, в число которых попадают материалы музеев и синематек.

    В свете обращения к проблемам исторической антропологии и вопросам культурного наследия новые источники и вновь открывшиеся сферы исследований помогают студентам не только с выбором тематик научных студенческих работ, но и выбором профессий. Человек, ощутивший, что культурное наследие является не какой-то абстрактностью, а живой реальностью истории, которую он может увидеть и прикоснуться руками, формирует в нем чисто человеческую потребность это наследие сберечь. Позволить увидеть это многообразие – возможно главное в современном гуманитарном образовании.

    Такие заметки хотелось бы предложить для обсуждения практики ведения некоторых дисциплин в современных вузах, подходов к преподаванию гуманитарного материала и востребованности его для дальнейшего становления молодого человека.

    Переглядів: 659 | Додав: San-Antonio | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 1
    1  
    Я думаю, что Вы ошибаетесь. Предлагаю это обсудить.

    Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
    [ Реєстрація | Вхід ]

    Форма входу

    Календар
    «  Жовтень 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбНд
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Друзі сайту

    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляється системою uCoz