«К дискуссии о проблемах адаптации
национальной образовательной системы
к принципам Болонского процесса»
Воробьёва Любовь Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедры философии и политологии
Национального университета государственной налоговой службы Украины
Направление ІІ: ”Гуманитарное образование”
СекцияІ: Гуманитарное образование: между Болонским процессом
и традициями европейских университетов
В
1998 году на конференции в Сорбоне министры образования Франции, Германии,
Великобритании и Италии подписали Сорбонскую декларацию, которая начиналась
словами: ”Последнее время европейский
процесс получил чрезвычайно большое развитие. Но какими бы значительными не
были эти достижения, они не должны оставить в тени тот факт, что Европа – это не
зона лишь евро, банков и экономических институтов: она также должна быть
Европой знаний.”
Развитием идей, сформулированных в Сорбонской декларации,
стала Болонская конвенция, подписанная в 1999 году 29 европейскими странами.
Это событие стало основой для развития, так называемого, Болонского процесса.
Главной причиной, обусловившей этот процесс,
является идея создания Европейского пространства высшего образования, основными
принципами формирования и существования которого, декларируется автономия институтов,
академическая свобода, равные возможности для всех с целью
конкурентоспособности Европы.
Очередное заседание министров образования
европейских стран состоялось в Лондоне в мае 2007 года. В комюнике этой
конференции снова констатировалась важность влияния высших учебных заведений на
развитие общества, основывающиеся на традициях, которые являются ключевыми для
обучения , исследования, творчества и
передачи знаний. Было заявлено, в целом, о значительном продвижении за
последние 2 года стран-участников в ходе Болонского процесса.
В Украине, сегодня, несмотря на то, что
большенство европейских стран присоеденились к Болонской конвенции, среди
научной и преподавательской общественности не затихают дискуссии по поводу
последствий этого события, мнения разделились полярно-противоположно.
Конечно, не присоединяться к Болонскому процессу –
огромная ошибка. Но и большая ошибка заключается в том, чтобы включиться и
принять этот стандарт, не сохраняя элементов собственного национального
преимущества.
Наше национальное достижение – система
образования, которая была создана предыдущими поколениями. Разрушать её, что
собственно наблюдается сегодня в Украине непростительная, невосполнимая
трагедия.
Всем известная истина, США уже более века
занимается “перекачкой
мозгов” и именно специалисты, получившие квалификацию в
системе образования СССР, востребованы до сих пор. Через 15-20 лет Америка
может оказаться страной ”неграмотных”, как отмечает “Вашингтон Пост”. Наша
система образования была конкурентоспособной и остаётся пока таковой. Задача
заключается в том, чтобы сохранить её в этом качестве и в перспективе,
естественно с использованием современных инноваций мирового опыта образования.
Знания
могут быть интернациональными, но мудрость – национальна. Славянский менталитет
имеет чувственную окраску, которая проявляется во всём – общении, образе жизни
и т.д., тем более в образовании. Исследования Одесского и Черновицкого
университетов показали, что на заинтересованность студентов в своей
специальности влияют:
1%
- постановка занятий;
2%
- наличие современного оборудования;
3%
- исследовательская работа кафедры, преподавателя;
90%
- личность учёного педагога, которая раскрывается на занятиях.
Необходимость
чувственного контакта, непосредственное общение в процессе образова- ния - наша
национальная особенность, которую следует учитывать при интеграции в любую
другую систему образования.
Заметным
явлением времени стало нарастание разрыва между образованием и культурой.
Сложившаяся западная образовательная система и методология обучения позволяют
потреблять в основном знания, в лучшем случае – прививает приличия, но не
ценности и нормы. Формирование мировоззрения, воспитание активной личности с
уважением культурного наследия на фоне получения знаний, информации – всегда
являлось ещё одной национальной особенностью
существовавшей системой образования.
В
целом, вся работа по присоединению к европейскому образовательному пространству
должна быть направлена, прежде всего, не на унификацию европейского
образования, а на гармонизацию собственного.
|